+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

Правозащитная работа

Приложение № 1

к постановлению Президиума Профсоюза

от 05.04.2023 № 23-5

 

 

ИТОГИ ПРАВОЗАЩИТНОЙ РАБОТЫ

РЕГИОНАЛЬНЫХ (МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ)

ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗА за 2022 год

 

Большинством региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза правозащитная работа осуществлялась в соответствии с требованиями Программы действий Профсоюза по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза в 2020-2025 годах (далее – Программа действий Профсоюза) и во взаимодействии с выборными органами профсоюзных организаций различного уровня. Комитеты ответственно относятся к выполнению своих правозащитных функций, отстаивают интересы членов Профсоюза через совершенствование взаимодействия с работодателями (представителями нанимателей) в рамках социального партнерства, добиваясь установления гарантий, расширяющих трудовые и социальные права работников (служащих), с целью профилактики нарушений трудового законодательства активно действуют при разрешении конфликтных ситуаций, в том числе и в досудебном порядке.

В 2022 г. наблюдалось как дальнейшее логическое развитие сформированных в предыдущие «пандемийные» несколько лет тенденций трудового законодательства, так и возникновение новых, отвечающих на актуальные финансово-экономические и внешнеполитические вызовы.

Среди первых следует выделить продление действия части антиковидных ограничений и внесенных вместе с ними изменений трудового законодательства, продолжающуюся цифровизацию трудовых отношений в рамках взаимодействия между их сторонами и государством, а также усиление защиты интересов уязвимых категорий работников, таких как многодетные, имеющие ребенка-инвалида и др. Так, вместе с уже действующими нормами, регулирующими использование электронных трудовых книжек и труда дистанционных работников прошедший год ознаменовался переходом на электронное оформление и выплату пособий по социальному страхованию. Кроме того, в рамках совершенствования законодательства, регулирующего электронный кадровый документооборот, Правительством РФ был установлен порядок взаимодействия информационной системы работодателя и портала госуслуг.

Наряду с этим в 2022 г. в связи с началом специальной военной операции и последующим усилением наложенных на нашу страну санкционных ограничений трудовое законодательство, как и другие отрасли права, старалось оперативно реагировать на возрастающее влияние этих факторов, с учетом стремительно меняющихся реалий регулирования трудовых отношений. С целью скорейшего обеспечение трудовых прав работников, призванных на военную службу
по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, был принят Федеральный закон от 7 октября 2022 г. № 376-ФЗ, который дополнил ТК РФ новой специальной нормой – ст. 351.7, урегулировавшей периоды приостановления трудового договора для мобилизованных граждан на период мобилизации, подробно регламентируя все кадровые процедуры данного процесса. Помимо этого, были внесены изменения в ст. 179 ТК РФ в части дополнительных гарантий преимущественного права при сокращении работников родителю, имеющему ребенка в возрасте до 18 лет, если другой родитель призван на военную службу
по мобилизации или проходит военную службу по контракту. Также ст. 259 ТК данной категории работников предоставлены и иные гарантии: теперь
их направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, а также в выходные и нерабочие праздничные дни возможно только с согласия указанных работников.

Усилилась и тенденция регулирования трудовых отношений посредством нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти. В условиях пандемии коронавируса, антироссийских санкций и введения частичной мобилизации, законодатель не всегда успевал оперативно отреагировать на новые вызовы, в связи с чем Правительство РФ было наделено правом в рамках своих полномочий оперативно издавать нормативные правовые акты с целью регулирования трудовых отношений. Например,
до внесения поправок в ТК РФ с началом частичной мобилизации и возникшей вследствие этого правовой неопределенности Постановление Правительства РФ
от 22 сентября № 1677 урегулировало вопрос приостановления действия трудовых договоров мобилизованных граждан.

Беспрецедентно в течение 2022 г. два раза происходило увеличение МРОТ –
с 1 января и с 1 июня, и если в начале года решение о его повышении принималось с учетом ситуации, связанной с пандемией, то к концу первой половины года повышение было связано с влиянием жестких санкционных мер на благополучие граждан страны. Однако, к сожалению, указанные повышения привели к еще большему обесцениванию труда муниципальных служащих, сокращению разницы и отрыва оплаты их труда от заработной платы технического персонала
и низкоквалифицированных должностей.   

В целом, можно с положительной стороны отметить стремление государства оперативно реагировать на появляющиеся проблемы в сфере трудовых отношений, однако количество инициатив за последние три года сильно ее перегрузили, что создает немалые трудности при реализации этих инициатив не только для работодателей и работников, но и для самого государства.

Тем не менее, в сложившихся условиях профсоюзными организациями в отчетном периоде по-прежнему оказывалась правовая консультационная и практическая помощь членам Профсоюза. Профорганизации всех уровней также оказывали помощь мобилизованным гражданам и добровольцам, направляемым в зону проведения специальной военной операции, осуществляли мониторинг соблюдения прав членов их семей.

Количество штатных правовых инспекторов труда Профсоюза на начало 2023 года составило 37 человек (на начало 2021 года – 40 человек), общая численность внештатных правовых инспекций труда, создаваемых комитетами региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в соответствии с п. 2.2.2 Программы действий Профсоюза на конец отчетного года составила 727 человек (в 2022 году – 710 человек).

В целях реализации положений Программы действий Профсоюза региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза правозащитная работа осуществлялась по следующим основным направлениям:

- проведение проверок (комплексных и тематических) соблюдения работодателями норм трудового законодательства в том числе совместно
с совместно органами государственного контроля и надзора;

- мониторинг соблюдения представителями нанимателей и должностными лицами законодательства, регулирующего прохождение государственной и (или) муниципальной службы; законодательства, регулирующего прохождение государственной и муниципальной службы;

- оказание правовой помощи профсоюзным организациям различного уровня при разработке коллективных договоров и соглашений, участие в договорном регулировании социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства, проведение экспертизы уже заключенных коллективных договоров;

- оказание правовой помощи членам Профсоюза при составлении исковых заявлений и других процессуальных документов в судебные органы, участие правовых инспекторов труда Профсоюза и иных профсоюзных работников
в рассмотрении судами исковых заявлений;

- проведение экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов, в том числе локальных;

- оказание консультативной и практической помощи профсоюзным организациям и членам Профсоюза, рассмотрение жалоб и других обращений членов Профсоюза;

- информационно-методическая работа, проведение обучающих семинаров.

В отчетном году постепенно ослаблялись антиковидные ограничения, что позволило отчасти возобновить или увеличить, в зависимости от региона, количество выездных проверок и восстановить процесс оказания практической помощи профсоюзным организациям непосредственно на местах. Кроме того, была продолжена успешно зарекомендовавшая себя в условиях пандемии практика проведения документарных проверок и контактов с уполномоченными лицами работодателей (нанимателей) в дистанционном формате с использованием возможностей видеоконференцсвязи.

В ходе проверок изучались правоустанавливающие документы организаций, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры с работниками, заключенные со служащими контракты, штатные расписания, положения об оплате труда, приказы (распоряжения) по оплате труда, о командировках, перечни работников с вредными условиями труда, должностные инструкции и другие локальные нормативные акты.

Чаще всего выявлялись нарушения в части соблюдения правил оформления трудовых и государственно-служебных отношений; соблюдения прав и гарантий работников и служащих при расторжении трудового договора или служебного контракта соответственно; индексации и увеличения размера заработной платы (денежного содержания); наличия в организации списка должностей
с установленным ненормированным рабочим днем; разделения очередного отпуска на части (без согласия работника); выплаты компенсаций за работу в выходной или праздничный день (принуждение к выбору дополнительного дня отдыха); принятия локальных нормативных актов без учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа; порядка заключения и регистрации коллективных договоров и отраслевых региональных (территориальных) соглашений; предоставления дополнительных гарантий и льгот; реализации правовых гарантий, предоставленных работникам и служащим при оптимизации структуры органов исполнительной власти и муниципальных органов.

В 2022 году по сравнению с предыдущим отчетным годом незначительно увеличилось количество проведенных правовыми инспекторами труда Профсоюза, специалистами аппаратов комитетов региональных (межрегиональных) организаций и работниками профорганизаций различного уровня проверок соблюдения работодателями (представителями нанимателя) норм и требований трудового законодательства, а также законодательства, регулирующего прохождение государственной и муниципальной службы. Всего было проведено 3757 проверок (в 2021 году было проведено 3504 проверки, в 2020 году 3232 проверки).

Наибольшее число проверок проведено Краснодарской краевой (543), Ростовской областной (356), Московской областной (341), Саратовской областной (254), Оренбургской областной (246), Межрегиональной г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (209), Башкортостанской республиканской (207) и Московской городской (188) организациями Профсоюза.

При проведении проверок в 2022 году выявлено 3205 нарушений трудового законодательства, 2999 из которых были устранены, – это 94 % от общего числа выявленных нарушений (в 2021 году выявлено 3423 нарушения трудового законодательства, 3156 из которых были устранены, что составляет 92 % от общего числа выявленных нарушений; в 2020 году выявлено 3311 нарушений трудового законодательства, 3125 из которых были устранены, что составляет 94 % от общего числа выявленных нарушений).

За отчетный период Новосибирской областной организацией Профсоюза проведено 12 комплексных проверок, перед проведением которых от председателей первичных профсоюзных организаций запрашивалась информация на предмет наличия у членов Профсоюза жалоб, вопросов, касающихся их трудовых прав.

Из 12 проверенных организаций нарушения требований трудового законодательства были выявлены в 11. Основная масса нарушений, выявленных при проверках, – это нарушения требований к содержанию трудовых договоров.

Так, например, в Администрации города Бердска Новосибирской области, ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России, Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, было выявлено, что в трудовых договорах работников не указаны конкретные размеры причитающихся им компенсационных и стимулирующих выплат, которые были предусмотрены системами оплаты труда в этих организациях (нарушение требований ст. 57, 135 ТК РФ).

В трудовых договорах работников, работающих на условиях неполного рабочего времени в Администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области, Администрации Куйбышевского муниципального района Новосибирской области, ГАУССО Новосибирской области «Бердский пансионат ветеранов труда им. М.И. Калинина», не прописывался режим рабочего времени
и времени отдыха, отличающийся от общепринятого в организации (нарушение требований ст. 57 ТК РФ).

Большинство работодателей в трудовых договорах также не прописывают условия труда на рабочем месте работника (оптимальные, допустимые, вредные, опасные).

Работникам-инвалидам, работающим в Администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области, Администрации Куйбышевского муниципального района Новосибирской области, предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, вместо положенных 30 календарных дней (нарушение требований ст. 23 Федерального закона № 181-ФЗ).

Выявлялись нарушения трудового законодательства и по вопросам применения дисциплинарных взысканий. Так, в Администрации Болотнинского района Новосибирской области при привлечении к дисциплинарной ответственности у работников не запрашивались письменные объяснения, как того требует ст. 193 ТК РФ, а также не составлялись акты об отказе работников дать объяснения.

При проведении служебных проверок и последующем привлечении государственных служащих к дисциплинарной ответственности в нарушение требований ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в ГЖИ НСО выборный профсоюзный орган первичной профсоюзной организации (председатель либо член комитета) к участию не привлекается, в состав комиссии приказом начальника инспекции включается любой работник — член Профсоюза.

По результатам проведенных проверок всем работодателям были направлены представления об устранении выявленных нарушений.

Наибольшее число нарушений в ходе проведенных проверок выявили и устранили следующие организации Профсоюза: Воронежская областная – выявлено 432 нарушения, 406 из которых устранены, что составило 94 % от общего числа выявленных нарушений; Пермская краевая – выявлено 308 нарушений, 284 из которых устранены, что составило 92 % от общего числа выявленных нарушений; Якутская республиканская – выявлено 234 нарушения, все устранены; Башкортостанская республиканская – выявлено 226 нарушений, 225 из них устранены, т.е. почти все устранены; Кабардино-Балкарская республиканская – выявлено 188 нарушений, все устранены; Татарстанская республиканская – выявлено 173 нарушения, все устранены; Северо-Осетинская республиканская – выявлено 168 нарушений, 156 из которых устранены, что составило 93 % от общего числа выявленных нарушений; Оренбургская областная – выявлено 161 нарушение, 159 из которых устранены, что составило 99 % от общего числа выявленных нарушений.

В отчетном году внештатными правовыми инспекторами труда Мордовской республиканской организации Профсоюза было проведено 15 проверок работодателей в 8 учреждениях УФСИН России по Республике Мордовия, в 3 районных администрациях и в 4 пожарных частях МЧС по Республике Мордовия.

В ходе проверок проверялось соблюдение работодателями трудового законодательства, выполнение ими условий коллективных договоров; соблюдение гарантий, предоставленных профорганизациям в рамках участия выборного профсоюзного органа в процедуре принятия локальных нормативных актов. Внештатными правовыми инспекторами проверялось наличие коллективного договора в организации; оформление внутреннего трудового распорядка; оформление трудовых договоров, трудовых книжек, личной карточки работающего; правильность ведения «Книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них», наличие комиссии по трудовым спорам; наличие графика предоставления очередных отпусков и его соблюдение; документальный учет рабочего времени; отсутствие нарушений прав профсоюзных организаций и др.

В результате проверок было направленно работодателям 4 представления об устранении 10 выявленных нарушений трудового законодательства, все из которых были устранены.  

Работница первичной профсоюзной организации МБУ «Спортивно- Оздоровительный комплекс им. Е. Тедеева» обратилась в комитет Северо-Осетинской республиканской организации Профсоюза с жалобой по вопросу правильности расчета и предоставления ей ежегодного оплачиваемого отпуска.

В ходе выездной проверки правовым инспектором труда Профсоюза по Республике Северная Осетия был выявлен факт нарушения: работодателем было предоставлен работнику отпуск в меньшем количестве дней без учета дополнительных дней, предусмотренных коллективным договором. Выдано представление об устранении выявленных нарушений. Руководителем были приняты необходимые меры по их устранению.  

Из общего числа проверок соблюдения требований трудового законодательства в 2022 году совместно с органами Государственной инспекции труда проведены 73 проверки (в 2021 г. – 90 проверок, в 2020 г. – 73 проверки), а с органами прокуратуры 21 проверка (в 2021 г. – 40 проверок, в 2020 г. – 47 проверок).

В органы Государственной инспекции труда в 2022 году направлены материалы о 35 фактах несоблюдения требований трудового законодательства (в 2021 г. – о 59; в 2020 г. – о 60), по итогам их рассмотрения к административной ответственности привлечен 7 человек.

В мае 2022 г. в Московскую областную организацию Профсоюза поступило обращение выборного органа первичной профсоюзной организации ГКУ МО «Мособлрезерв» о нарушении законодательства в области индексации заработной платы работников. Такое же обращение поступило в Государственную инспекцию труда по Московской области. В ходе совместной проверки было установлено, что индексация заработной платы работников не проводилась с 2014 года. По результатам проверки ГИТ привлекла к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб. директора учреждения. Однако, областной комитет установил, что согласно уставу ГКУ МО «Мособлрезерв» индексация заработной платы не входит в полномочия руководителя, а является прерогативой Правительства Московской области. Областной комитет Профсоюза обратился к Губернатору Московской области с этим вопросом. В декабре 2022 года Распоряжением Губернатора Московской области заработная плата работников ГКУ МО «Мособлрезерв» проиндексирована и увеличилась с 01.01.2023 в среднем в 2,2 раза.

В органы прокуратуры для устранения выявленных нарушений трудового законодательства в отчетном году направлено 32 обращения (в 2021 г. – 41; в 2020 г. – 61). В 22 случаях по этим обращениям были приняты меры прокурорского реагирования. По требованию прокуратуры и при участии представителей Профсоюза в 2022 году привлечено к административной ответственности 6 должностных лиц.

Оренбургской областной организацией Профсоюза совместно с Прокуратурой Оренбургского района Оренбургской области в 20 администрациях сельских поселений области проведены проверки соблюдения трудовых прав и законных интересов работников, в том числе через включение конкретных пунктов в коллективные договоры. По результатам проверок прокуратурой района внесено 12 протестов в адрес руководителей администраций сельских поселений. В настоящее время все недостатки устранены, дополнительные гарантии для работников администраций расширены.

Архангельской областной организацией Профсоюза оказана юридическая помощь членам Профсоюза - работникам ГБУ АО «Мезенский КСЦО» в оформлении обращений в прокуратуру. В адрес прокуратуры направлены обращения по вопросам оплаты за работу в праздничные дни. Прокуратурой проведена проверка, по итогам которой вынесено представление об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. Должностное лицо работодателя привлечено к дисциплинарной ответственности. В результате проверки произведен перерасчет заработной платы работникам.

В 2022 году зафиксировано 3871 случай оказания различного рода правовой помощи членам Профсоюза и профсоюзным организациям, в т.ч. 35 случаев – при оформлении документов в комиссии по трудовым спорам и 288 – при подготовке процессуальных документов и исковых заявлений в судебные органы.

В отчетном году при участии правовых инспекторов труда Профсоюза, иных юристов и профсоюзных работников рассмотренного в судах 132 дела, исковые требования удовлетворены полностью или частично в 106 случаях, что составляет 80 % от общего числа рассмотренных исковых заявлений. На прежних рабочих местах восстановлено 6 человек. Следует отметить существенное снижение данных показателей по сравнению с предыдущим годом.

Тем не менее, наиболее активно защищали права членов Профсоюза в судебных органах работники Курганской областной (17 исковых заявлений рассмотрено, исковые требования удовлетворены во всех случаях), Свердловской областной (16 исковых заявлений рассмотрено, исковые требования по 14 из них удовлетворены, 2 работника восстановлены на прежних рабочих местах), Башкортостанской республиканской (11 исковых заявлений рассмотрено, исковые требования по 10 из них удовлетворены), Саратовской областной (9 заявлений рассмотрено, исковые требования удовлетворены во всех случаях) и Московской городской (6 исковых заявлений рассмотрено, исковые требования по 5 из них удовлетворены, 1 работник восстановлен на прежнем рабочем месте) организаций Профсоюза.

При участии правового инспектора труда по Самарской области в суде был обжалован приказ о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания на спасателя Поисково-спасательного отряда г. Самары. Дисциплинарное взыскание было наложено по причине якобы имевшего место недостойного поведения истца, выразившегося в его «грубых и оскорбительных» высказываниях в адрес других работников поисково-спасательного отряда, а также в связи с приемом пищи истцом в неустановленное время. Исковые требования члена Профсоюза были удовлетворены. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания признан незаконным и отменен, в пользу работника взыскана компенсация морального вреда в размере 3 тыс. руб.

Приказом директора Государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения в Красногвардейском районе Оренбургской области две работницы отстранены от работы без сохранения заработной платы в связи с тем, что ими не были представлены документы, подтверждающие вакцинацию от новой коронавирусной инфекции. Иск об оспаривании приказов об отстранении от работы был рассмотрен при участии представителя областной организации Профсоюза. Несмотря на то, что суд первой инстанции иск не удовлетворил, Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда своим определением отменила решение районного суда.  Было принято новое решение, в котором приказ ГБУ КЦСОН об отстранении от работы указанных работниц был признан незаконным. Взыскано с ГБУ КЦСОН средний заработок за время вынужденного прогула одной работнице в сумме 160 тыс. руб., другой – 133 тыс. руб. Кроме того, выплачено каждой по пять тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.

Вынесением решения в пользу работника завершился судебный процесс по иску старшей медицинской сестры БУВО «Воронежский областной дом – интернат милосердия для престарелых и инвалидов», которой Пенсионный фонд отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, не включив в подсчет ее специального стажа периоды  работы в учреждении в указанной должности.

В последнее время сложилась практика, когда ОПФР по Воронежской области не включает в специальный стаж периоды работы в должности старшей медицинской сестры даже в учреждениях здравоохранения, ссылаясь на то, что такие работники не занимаются лечебной деятельностью, а лишь организуют и контролируют работу среднего и младшего медицинского персонала, т.е. выполняют только административные функции.

И если в отношении старших медсестер учреждений здравоохранения в области сложилась определенная положительная судебная практика по включению в специальный стаж периодов их работы в указанной должности, то в отношении старшей медицинской сестры — работника учреждения социального обслуживания такое дело рассматривалось впервые.

В судебном заседании была доказана неправомерность отказа Пенсионного фонда в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Представительство интересов работника осуществлялось правовым инспектором труда Профсоюза по Воронежской области.

Позицию областной организации Профсоюза в суде поддерживал привлеченный по ее ходатайству к участию в деле в качестве специалиста представитель департамента труда и занятости населения Воронежской области.

Правовыми инспекторами труда и другими работниками организаций Профсоюза в 2022 г. оказана правовая помощь в разработке 3548 коллективных договоров и соглашений (в 2021 г. – 3844), проведена правовая экспертиза 8596 нормативных актов, в том числе коллективных договоров и соглашений (в 2021 г. – 8865).

Выборными органами профсоюзных организаций рассмотрены 708 законопроектов, а также проектов иных нормативных правовых актов различного уровня, по которым даны соответствующие правовые заключения (в 2021 г. – 643 н.п.а.).

Многими региональными организациями во исполнение поручения Председателя Профсоюза Водянова Н.А. были направлены обращения в адрес депутатов Государственной Думы, представляющих соответствующие регионы, а также в адрес законодательных органов и высших должностных лиц соответствующих субъектов Российской Федерации с предложением поддержать принятие Государственной Думой законопроекта № 221275-8 «О внесении изменений в статью 25 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и в статью 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в соответствии с которым предлагается установить для спасателей аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований вне зависимости от ведомственной принадлежности право на льготное и равное для всех спасателей пенсионное обеспечение. Необходимость принятия указанного законопроекта обусловлена тем, что несмотря на выполнение всеми без исключение спасателями аварийно-спасательных и других неотложных работ в сложных условиях, зачастую с риском для здоровья и жизни, для спасателей аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не предусмотрено.

В отчетном году благодаря усилиям Новгородской областной организации Профсоюза удалось повысить более, чем на 20 % заработную плату пожарных области и довести её уровень в среднем до 24 тыс. руб., закупить за счет средств областного бюджета новую пожарную технику и оборудование прежде всего для удаленных районов области, а также провести работы по ремонту служебных и дежурных помещений личного состава пожарных частей. 

Благодаря работе, проделанной в 2022 г. Ярославской областной организацией Профсоюза была увеличена заработная плата работникам муниципальной пожарной охраны. Вновь пришедшим губернатором области было принято решение об увеличении заработной платы 1500 областным пожарным на 5 тыс. руб. в месяц. Теперь их средняя заработная плата с февраля 2022 г. стала составлять 18 тыс. руб.

В начале 2022 г. Алтайской краевой организацией Профсоюза проводилась активная совестная работа с ГУ МЧС России по Алтайскому краю в рамках внедрения новой системы дополнительного премирования работников на основании бальной оценки итогов работы. Пилотный проект был презентован на заседании Общественного совета ГУ МЧС России, на который были приглашены председатель и правовой инспектор труда Профсоюза по Алтайскому краю. В результате тщательного анализа нормативно-правовой базы, проведенного профсоюзной стороной, данный проект был поддержан. В процессе реализации проекта на местах по обращениям работников – членов Профсоюза давались необходимые консультации и разъяснения. Данный проект зарекомендовал себя с положительной стороны как дополнительная форма материального стимулирования работников, в том числе и за активную общественную работу.

Итогом трехлетней работы и взаимодействия председателя Севастопольской городской организации Профсоюза с Представителями Правительства и Законодательного Собрания Севастополя по вопросу оплаты труда муниципальных служащих города Севастополя стало принятое Постановление Правительства Севастополя от 21.06.2022 № 267-ПП «Об утверждении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления в городе Севастополе на 2022 год». Экономический эффект составил 23,7 миллионов рублей.

В 2022 г. согласно постановлению Правительства Севастополя от 21 июня 2022 года № 267-ПП «Об утверждении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления в городе Севастополе на 2022 год» увеличен норматив формирования расходов на оплату труда на 2022 год до 43,84 тыс. руб. из расчета на одного муниципального служащего, что на 26 % больше норматива установленного на 2022 год при утверждении местных бюджетов.

На 2023 г. согласно постановлению Правительства Севастополя от 15.11.2022 года № 570-ПП «Об утверждении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления в городе Севастополе на 2023 год» норматив формирования расходов на оплату труда на 2023 год составит 45,83 тыс. руб. из расчета на одного муниципального служащего, что на 4,5 % больше норматива установленного на 2022 г.

Благодаря активному участию представителей Межрегиональной г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Профсоюза в рабочих группах постоянных комиссий Законодательного собрания Санкт-Петербурга были внесены изменения в закон Санкт-Петербурга «Об аварийно-спасательной службе Санкт-Петербурга и аварийно-спасательных формированиях Санкт-Петербурга и Закон Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», устанавливающие право на получение дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты в размере 12 500 руб. для спасателей, проработавшим не менее 15 лет на постоянной основе в качестве спасателей в аварийно-спасательной службе Санкт-Петербурга и аварийно-спасательных формированиях Санкт-Петербурга и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении ими возраста 40 лет.

Особое место в правозащитной деятельности организаций Профсоюза занимает распространение правовых знаний: различные формы обучения профсоюзного актива, проведение семинаров, «круглых столов», подготовка информационно-методических материалов, публикации в средствах массовой информации по правовой тематике, создание сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с обязательным включением разделов, содержащих информацию о правозащитной работе. В связи с введенными на территории Российской Федерации и ее субъектов ограничительными мерами большая часть обучающих мероприятий проводилась организациями Профсоюза в дистанционном режиме с использованием видеоконференцсвязи и других возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Наиболее часто в ходе семинаров рассматривались актуальные на данный момент вопросы соблюдения требований законодательства, связанных с частичной мобилизацией, а также по-прежнему не теряющие свою значимость вопросы перехода на электронный документооборот, соблюдения порядка ведения электронных трудовых книжек, предоставления отчетности в ПФР и ФСС, соблюдение требований при работе с персональными данными и другие.

Вопросы правозащитной деятельности продолжали рассматриваться на заседаниях коллегиальных органов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, информация об этом публиковались в СМИ. Всего в 2022 году зафиксировано 1057 выступлений и публикаций в СМИ, в т.ч. Интернет-изданиях (в 2021 г. – 1061 выступление и публикация).

В 2022 г. Кабардино-Балкарской республиканской организацией Профсоюза были проведены выездные семинары-совещания во всех районах республики: Баксанском, Эльбрусском, Терском, Зольском, Черекском, Чегемском, Урванском, Майском, Прохладненском, Лескенском и г. Нальчике, на которых присутствовало 783 членов Профсоюза. В ходе семинаров членам Профсоюза и представителям работодателей были даны разъяснения по изменениям, внесенным в 2021-2022 г.г. в Трудовой кодекс и в другие нормативные правовые акты, содержащих нормы трудового права. В семинарах-совещаниях принимал участие государственный инспектор труда (правовой) ГИТ в КБР, который также информировал о практике государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства в организациях республики и об изменениях в законодательстве.

Государственный инспектор также проинформировал о новшествах, произошедших в 2020-2022г.г. в сфере осуществления государственного контроля и надзора. На указанные изменения, в первую очередь те из них, которые направлены на профилактику правонарушений (информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит, проверочные листы) было обращено особое внимание работников и активистов профсоюзных организаций. В этих мероприятиях видится потенциал совместной работы государственных и профсоюзных инспекторов труда. Это позволит оперативнее устранять (и не допускать) нарушений трудовых прав работников, что положительно скажется на укреплении профсоюзного членства.

В марте и апреле 2022 г. правовой инспектор труда Профсоюза по Республике Саха (Якутия) вместе с другими представителями аппарата республиканского комитета посетил Нюрбинский, Сунтарский, Мирнинский, Алданский, Нерюнгринский, Томпонский, Оймяконский, Таттинский улусы, в которых были проведены обучающие семинары по организации правозащитной работы, даны разъяснения на интересующим профсоюзный актив вопросам.

13 апреля 2022 года правовой инспекцией труда в г. Якутске был проведен семинар для председателей действующих на территории Республики территориальных организаций Профсоюза в рамках торжественных мероприятий посвященных 100-летию Якутской республиканской организации Профсоюза.

2 ноября 2022 г. правовой инспекцией проведен семинар для членов Профсоюза – работников Государственного комитета жизнеобеспечения населения Республики Саха (Якутия) на тему противодействия коррупции в органах власти и предоставления сведений о доходах и расходах.

На уровне предыдущих двух лет осталось количество письменных и устных обращений членов Профсоюза, рассмотренных профсоюзными органами различного уровня. Так, в отчетном году организациями Профсоюза было рассмотрено 8056 письменных обращений, 7350 из них признаны обоснованными и в этой связи приняты необходимые меры с целью оказания помощи заявителям. Таким образом, необходимые меры были приняты в 91 % случаев.

На личном приеме в профсоюзных организациях в 2022 г. было принято 25 488 членов Профсоюза, при этом вопросы заявителей были признаны обоснованными и помощь получили 22 336 человек, что составило 88 % от общего числа обратившихся.

Наиболее часто в отчетный период обращения касались вопросов оплаты труда, реализации мер социальной поддержки и обеспечения выполнения социальных гарантий, предоставления дополнительных отпусков, расчета специального стажа для обращения в органы пенсионного фонда, порядка присвоения звания «Ветеран труда», порядка согласования и учета мнения профсоюзных органов при принятии локальных нормативных актов, регулирующих либо затрагивающих социально-трудовые и служебные правоотношения, порядка внесения изменений в трудовые договора и служебные контракты, порядка совмещения должностей и увеличения объема работы, режима работы женщин, имеющих несовершеннолетних детей, порядка и сроков выплат мобилизованным участникам СВО, выплат членам их семей, в том числе выплат с профсоюзной стороны в отношении мобилизованных - членов Профсоюза и членов их семей, вопросы заключения коллективных договоров, а также последующего внесения в них изменений и дополнений и др.

В адрес Смоленской областной организации Профсоюза стали поступать обращения от членов Профсоюза-работников социальной защиты населения. Обращения были связаны с отказом работодателей, возмещать им расходы на проезд, связанный с выполнением ими своих обязанностей.

Ранее Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Статья 36. Права социальных работников четко устанавливал право бесплатного проезда соцработников. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2015 г. И в новом законе не прописано это право.

Губернатором области было подписано Постановление администрации Смоленской области от 28 июля 2014 г. № 528 «О мерах социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания граждан, находящихся в ведении смоленской области». В соответствии с этим документом с 1 января 2015 г. в регионе введено получение дополнительного профессионального образования соцработников по программе повышения квалификации за счет работодателя. Кроме того, постановлением установлена такая мера поддержки и стимулирования, как обеспечение работников учреждений социального обслуживания специальной одеждой, обувью и инвентарем.

Областной организацией Профсоюза было обращено внимание работодателей на положения указанного Постановления. В результате для соцработников, профессиональная деятельность которых связана с разъездами, был введен бесплатный проезд на транспорте общего пользования, кроме такси.

На основании поступившего в Башкортостанскую республиканскую организацию Профсоюза обращения муниципального служащего-члена Профсоюза в связи с его предстоящим увольнением по сокращению правовым инспектором труда были запрошены и рассмотрены документы, послужившие основанием для проведения процедуры сокращения и иные документы, связанные с указанной процедурой. В ходе их изучения установлено, что из штатного расписания исключены должности начальника отдела муниципальной службы и кадровой работы и начальника отдела организационной работы и делопроизводству. Заявителю вручено уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата, в котором указано об отсутствии вакантных должностей. Решением Совета муниципального района утверждена структура администрации, в которой введены должности начальника отдела по кадровой и организационной работе и заместителя начальника отдела. Данные должности заявителю не предложены в нарушение части 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ, о чем было доведено до работодателя. В результате, увольнение заявителя по сокращению не состоялось.

В марте 2022 г. в Курганскую областную организацию Профсоюза обратилась член Профсоюза-медицинская сестра ГБУ «Сумкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов», для составления искового заявления и оказания правовой помощи и представительства интересов в суде, в связи с тем, что при получении заработной платы за февраль работодатель не произвел начисление специальной социальной выплаты работникам стационарных организаций социального обслуживания, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция в период выполнения ими работы в рабочую смену.

(утв. Постановлением правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1859 »О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах работников стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающих социальные услуги (участвующих в оказании социальных услуг, обеспечивающих их оказание) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

Юристом областной организации был собран пакет необходимых документов, доказывающих что медицинская сестра ГБУ «Сафакулевски дом-интернат для престарелых и инвалидов» с 18.02.2022 по 03.03.2022 заступила на работу в нормативную смену в режиме работы «Обсервация», но проработать ей удалось 8 календарных дней, так как с 26.02.2022 ей был выдан лист временной нетрудоспособности по причине лабораторно подтвержденного заболевания COVID-19 (новая коронавирусная инфекция), т.е. заболевание было выявлено в период выполнения ею работы в рабочую смену.

Данные документы вместе с исковым заявлением были направлены работодателю и в ГУ Курганское РО ФСС, которые произвели перерасчет заработной платы и начислили страховую выплату до предъявления искового заявления в суд.

Экономическая эффективность всех форм правозащитной работы, проводимой организациями Профсоюза в 2022 году, составила 716,25 млн. руб. (в 2021 г. – 702,6 млн. руб.; в 2020 г. – 656,1 млн. руб.).

  

 

Юридический отдел ЦК Профсоюза