+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОФСОЮЗОВ. ШВЕЙЦАРИЯ. БАДЕН

Профсоюз государственных служащих Швейцарии

ЧЕГО МЫ СТОИМ, МЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ?

В течение многих лет нам приходилось слышать, что госслужащим хорошо платят, они почти не боятся увольнения, работают мало или, по крайней мере, с комфортом, не рискуют и берутся за задачи, которые часто существуют только потому, что никто не хочет сокращать лишнюю бюрократию. Итак: отсутствие перспективы при элементарном благополучии – вот в чем нас обвиняют. Работа мечты? Все неправильно. У государства проблемы с заполнением своих должностей компетентными специалистами – такова реальность.

Инициатива по вопросу больничного ухода показала, что государственная служба – и услуги в системе здравоохранения, особенно в больницах, имеют ключевое значение для нашего благополучия, что люди, которые выполняют эту государственную службу, не получают дополнительных привилегий, но являются сотрудниками, которые заботятся о нас, когда мы больны.

Услуги повседневного спроса

Мы чего-то стоим, мы на государственной службе. Мы должны попрощаться с постоянной необходимостью защищать себя. Зачем? Мы делаем то, что требуют от нас государство, законодательство и граждане. Эти услуги касаются не доставки «услуг повседневного спроса», т.е. товаров народного потребления, которыми мы привыкли пользоваться, а более важных вещей: здоровья, социального сосуществования, личной или финансовой помощи нуждающимся, воспитания наших детей, порядок и помощь полиции, когда люди считают, что им больше не нужно следить за порядком и действовать агрессивно против людей, которые угрожают их безопасности – это лишь несколько примеров.

Государственная служба гарантирует гораздо больше, а именно: дороги для поездок на работу или общественный транспорт для защиты окружающей среды, водоснабжение, водоотведение, подачу электроэнергии или тепла для дома, социальные услуги, если все пойдет не так, психологическая поддержка, когда у детей возникают проблемы в школе, рекомендация, когда страну охватила пандемия Covid -9.

Менее осязаемы, но, тем не менее исключительно важны шаги, предпринимаемые на федеральном уровне для того, чтобы наши отношения с другими странами оставались дружественными, чтобы мы имели доступ к образованию или получали необходимые товары для внутреннего потребления, чтобы наши атомные электростанции функционировали должным образом и безопасно, чтобы окружающая среда оставалась в сохранности, несмотря на принудительное распространение возобновляемых источников энергии.

Нам должно быть стыдно?

Список бесконечен. Государственный персонал Швейцария пытался и до сих пор пытается связать все задачи на государственной службе с людьми, которые эту службу выполняют. Разнообразие профессий впечатляют.

Должны ли мы стыдиться этого? Должны ли мы извиняться за вознаграждение, которое получаем за это? Нам не нужно стыдиться.

Государственная служба является государственной и системообразующей. И в любом случае кантонам и коммунам разрешается выполнять только те задачи, которые возложены на них законодательством, т.е. гражданами нашей страны.

А что устанавливает законодательство? Оно назначает задачи, которые либо никто не хочет делать, потому что это нецелесообразно с финансовой точки зрения, либо задачи, которые настолько важны, что их нельзя оставлять в частном секторе, потому что есть опасения, что они не будут выполнены там должным образом. Или задачи, которые не хочется передавать частному сектору, потому что тогда будет поставлена под угрозу свобода граждан.

Непрерывность не означает скуку.

Эти задачи обычно непросты в исполнении. Они требуют преданности своей работе, а также опыта. Поскольку политика государства конституционно должна быть равноправной, свободной от произвола и, в конечном счете, справедливой, большое значение имеют специальные знания и неподкупность служащих.

Более 100 лет назад это было главным аргументом в пользу введения срока полномочий. Государственная власть не хотела, чтобы преемственность в административной работе ставилась под сомнение частыми сменами – преемственность означает юридическое равенство. Это также имеет финансовые преимущества для государства в результате повышения эффективности.

Государство мощное – фактически в первую очередь граждане, зависит от служащих, неподвластных влиянию, коррупции, непонятным идеям и эгоизму.

До недавнего времени преемственность воспринималась как отсутствие конкурентоспособности. Это несправедливо по отношению к государственной службе и оскорбляет человека. Последние несколько лет показали, что ситуация изменилась. Государство очень заинтересовано в том, чтобы иметь возможность нанимать надежных, хорошо обученных и, как бы старомодно это ни звучало, лояльных сотрудников. Это ценность, которую оно признает и ценит.

Ценность также имеет финансовое значение: кто хочет постоянно обучать новых, иногда немотивированных сотрудников. Всем нужны сотрудники, знающие свою профессию и преданные своему делу. Нельзя таким людям говорить, что они здесь только потому, что им так удобно.

Рост заработной платы пойдет вверх

Аргумент об удобстве всегда был неверным. В частности, на государственной службе всегда были сотрудники, которые выполняли свои задачи с большой самоотдачей и выбирали работу именно потому, что они могли воплотить там свои представления о справедливости. Недальновидно видеть это по-другому.

Сегодня сложилась ситуация, что младшим сотрудникам больше не приходится заниматься этой работой. Они знают, что демографическое развитие в сочетании с увеличением государственных задач явно говорит в их пользу. Рост заработной платы будет продолжаться: конкурентное давление со стороны предложений работы со стороны частного сектора, борющегося с теми же проблемами, велико, перспективы, предлагаемые частным работникам многонациональных компаний, привлекательны, государство (федеральное правительство, кантоны, муниципалитеты и независимые органы) должны тянуться до потолка, чтобы нанимать сотрудников, которые готовы работать в среде без международных перспектив и за регулируемую законом заработную плату.

Больше уверенности в себе полезно для нас.

Нет, нет, времена действительно изменились. Тот, кто поступает так, как до сих пор поступали некоторые, не сможет привлечь хороших сотрудников. Отсюда уже верно: государственная служба стоит тех денег, которые получают сотрудники, но в общем контексте сегодня она стоит еще больше, потому что стало невероятно трудно найти нужных людей, которые могут выполнять эту работу.

Поэтому: немного больше уверенности в себе полезно для нас. Нам не нужно прятаться. Мы не должны допускать обычные обвинения в нежелании

Изменения на рынке труда также быстро устранят другие проблемы, которые время от времени все еще возникают в государственной службе. Как можно утверждать, что пандемия создала ситуацию с неотработанным временем, которое необходимо наверстать? В частном секторе такую идею не придумал бы ни один работодатель. Как можно считать, что официально назначенное дополнительное обучение не может быть проведено, потому что тот же работодатель считает, что кто-то не отработал установленные часы по болезни? Как можно додуматься до того, что человек, трагически попавший в ДТП, должен сам отвечать за него по трудовому праву, потому что несчастный случай – это его проблема? Кто думает, что они могут уволить работника без оплаты только потому, что он им больше не нужен?

Эти процессы возможны только тогда, когда человек верит, что у него есть выбор.

Выбор ограничен. Демографическое развитие имеет преимущества для молодых сотрудников. Их навыки и целеустремленность пользуются спросом. Государственный работодатель больше не сможет позволить себе не принимать во внимание потребности соискателей и, следовательно, также работников. Требования выдвигаются и выполняются теми, чьи услуги остро востребованы. Это очень просто, и от этого выигрывают не только молодые сотрудники. Ярким признаком этого являются пожилые работники, в том числе уже вышедшие на пенсию, или служащие, работающие далеко за пределами пенсионного возраста.

Так что да, государственная служба чего-то стоит (о чем мы и так знали). Да, государственная служба сегодня стоит намного больше, чем несколько лет назад (что должно повлиять на финансовую компенсацию), и государственная служба станет еще более важной в будущем.

  

Перевод помощника Председателя Профсоюза по международной работе Е. Иванниковой

Источник: https://oeffentlichespersonal.ch/