Обращения по вопросу, связанному с заполнением раздела «Доходы»
Обращения по вопросу, связанному с заполнением раздела «Доходы», в случае получения материальной помощи из средств профсоюзной организации
В адрес ЦК Профсоюза продолжают поступать обращения по вопросу, связанному с заполнением раздела «Доходы» Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в случае получения материальной помощи из средств профсоюзной организации.
Действующее законодательство не разъясняет понятие материальной помощи от профсоюза. Однако такие выплаты могут быть установлены, если в организации имеется профсоюз, которым и утверждается соответствующее положение. Средства, которые идут на материальную помощь от профсоюза, формируются из профсоюзных взносов, которые поступают на расчетный счет данной профсоюзной организации. Точный размер выделяемой материальной помощи определяется индивидуально, в каждом конкретном случае, и при условии затруднительного материального положения. Денежные средства в виде материальной помощи выплачиваются на основании личного заявления члена профсоюза и по решению коллегиального органа профсоюзной организации. Те выплаты, которые осуществляются периодически (раз в году), не могут являться материальной помощью и их так же нельзя расценивать как возврат собственных денежных средств (члена профсоюза, поскольку членские взносы, перечисленные работодателем на счет профсоюзной организации, являются собственностью этой организации и должны быть использованы по целевому назначению в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов, в том числе и на выплату материальной помощи.
Не смотря на то, являются выплаты, производимые профсоюзными комитетами материальной помощью или не являются таковыми, в соответствии с пунктом 31 статьи 217 Налогового кодекса РФ они не подлежат налогообложению, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей, но подлежат отражению в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего в соответствии с вышеуказанными Федеральными законами, Указами Президента РФ и другими нормативными документами, изданными во исполнение указанных актов.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в качестве одной из основных обязанностей гражданского служащего предусмотрел представление им сведений о себе и членах своей семьи, а также сведений о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (п. 9 ст. 15).
Статьей 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу. Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы.
Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» утверждена форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего.
В указанных выше формах справки имеется подраздел 7.1 «Иные доходы» в котором (согласно сноске), указываются доходы (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за отчетный период.
В соответствии с Указом Президента России от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Минтруд России оказывает консультативную и методическую помощь в реализации требований законодательства о противодействии коррупции.
В течение последних лет Министерство ежегодно готовит Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки и направляет их в заинтересованные государственные органы и организации.
Минтруд России обращает внимание, что непредставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений влечет ответственность, предусмотренную законодательством, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия.
В обновленных методических рекомендациях в разделе 1 «сведения о доходах» в пункте 45 «иные доходы» в подпункте 23, установлено, что доходы членов профсоюзных организаций, полученные от данных профсоюзных организаций, могут быть указаны в строке «иные доходы» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если они не были отражены в строках 1-5 справки.
Таким образом, лица, обязанные представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера обязаны руководствоваться указанными Методическими рекомендациями, которые содержат инструкцию по заполнению каждого раздела справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уточняют, какие именно сведения подлежат указанию, а какие нет.
Подготовленные для использования в декларационной кампании 2017 года (отчетный 2016 год) методические рекомендации направлены в адрес федеральных органов власти, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, в государственные корпорации и компании, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк России.
Указанные рекомендации адресованы кадровым службам государственных органов и организаций, служащим (работникам) и гражданам, претендующим на замещение соответствующих должностей.
Секретарь ЦК Профсоюза – помощник
Председателя Профсоюза по юридическим
и экономическим вопросам
Троицкая О.Н.