Правозащитная работа
Приложение № 1
к постановлению Президиума Профсоюза
от 07.04.2021 № 6-1-3
ИТОГИ ПРАВОЗАЩИТНОЙ РАБОТЫ
РЕГИОНАЛЬНЫХ (МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ)
ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗА за 2020 год
К установленному сроку (15 февраля 2021 года) отчеты поступили от 70 комитетов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, остальными комитетами отчеты были представлены позднее, 10 комитетов представили отчеты без пояснительных записок (Карачаево-Черкесская, Коми и Хакасская республиканские, Волгоградская, Еврейская, Калининградская, Магаданская, Орловская, Псковская областные, Ханты-Мансийская окружная организации Профсоюза). Алтайская и Ингушская республиканские организации отчеты не представили.
В отчетном году следует отметить высокий уровень правозащитной работы, проводимой Воронежской, Курганской, Московской, Оренбургской, Ростовской областными; Алтайской и Краснодарской краевыми; Башкортостанской,
Кабардино-Балкарской, Татарстанской республиканскими, а также Межрегиональной г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области организациями Профсоюза.
Вспышка новой коронавирусной инфекции (COVID-19) создала беспрецедентную ситуацию не только в России, но и во всем мире. В то время как органы здравоохранения принимали и продолжают принимать меры, направленные на замедление темпов распространения болезни и сокращения заболеваемости, органам исполнительной и законодательной власти пришлось принимать целый ряд оперативных правовых мер, направленных на обеспечение стабилизации социально-экономической обстановки в обществе. Многие из таких решений хоть и носили достаточно жесткий и радикальный характер, но оказались вполне оправданы, в том числе закрытие государственных границ, приостановка деятельности организаций и учреждений, временные ограничения на международное и межрегиональное передвижение, введение обязательного режима самоизоляции, запрет проведения массовых мероприятий и другие. Все это привело к масштабным изменениям в привычном укладе жизни и правилах экономической деятельности.
Органами государственной власти страны были приняты различные меры, призванные оказать поддержку работодателям и снизить риски возникновения негативных последствий для работников. Несмотря на это трудовое право оказалось одним из самых уязвимых перед случившейся пандемией. Сложно назвать даже примерное общее количество нормативных актов, которые были приняты органами власти Российской Федерации и ее субъектов за последний год и коснулись в той или иной мере как работодателей, так и работников.
В течение года организации и учреждения были вынуждены осуществлять деятельность в особых условиях в режиме повышенной готовности, обеспечить для работников оплату нерабочих дней, а впоследствии организовать их перевод на удаленную работу. При этом ни в трудовом законодательстве, ни тем более в законодательстве, регулирующем прохождение государственной и муниципальной службы, на момент активной фазы пандемии не имелось каких-либо четких определений указанных понятий и процедур. Приходилось обращаться к подзаконным актам, разъяснениям, выпускаемым Минтрудом России, Роспотребнадзором и другими уполномоченными на то органами. К сожалению, иногда отсутствие четких указаний и наличие противоречивых разъяснений приводило к появлению еще большего количества вопросов и сложностей. В связи с этим многим работодателям приходилось действовать на свой страх и риск, что нередко сопровождалось нарушением прав работников.
Таким образом, в условиях пандемии выявились требующие дальнейшего совершенствования вопросы и организации труда, и порядка прохождения государственной службы в чрезвычайных ситуациях. Органы власти, приведенные в состояние повышенной готовности, опираясь на полученный в прошедшем году опыт должны продолжить принятие и реализацию всех необходимых мер, направленных не только на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, но и на обеспечение стабильности на рынке труда, защиту прав работников и служащих, поддержку организаций-работодателей и недопущение снижения уровня доходов граждан. Остается надеяться, что будут сделаны соответствующие выводы, которые определят пути развития законодательства, в том числе в сфере трудовых и государственно-служебных отношений. Все меры, реализуемые сегодня, обусловлены чрезвычайностью режима эпидемии, обладают особым статусом и вряд ли должны стать обычным явлением в условиях нормального функционирования общества и рынка труда. Безусловно, основные аспекты в части регулирования удаленной работы, электронного документооборота, а также механизмов стимулирования работников должны быть предусмотрены Трудовым кодексом РФ. Вместе с тем, оперативные и экстраординарные меры должны таковыми и оставаться, а их применение должно быть оправдано лишь чрезвычайными обстоятельствами, наличие которых организации труда в обычных условиях только препятствует.
Большинством региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в отчетном году правозащитная работа по-прежнему осуществлялась в соответствии с требованиями Программы действий Профсоюза по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза в 2015-2020 годах (далее – Программа действий Профсоюза) и во взаимодействии с выборными органами профсоюзных организаций различного уровня. Комитеты ответственно относятся к выполнению своих правозащитных функций, отстаивают интересы членов Профсоюза через совершенствование взаимодействия с работодателями (представителями нанимателей) в рамках социального партнерства, добиваясь установления гарантий, расширяющих трудовые и социальные права работников (служащих), активно действуют с целью профилактики нарушений трудового законодательства при разрешении конфликтных ситуаций, в том числе и в досудебном порядке.
Особое внимание в 2020 году уделялось вопросам соблюдения прав и законных интересов членов Профсоюза в условиях применения законодательных изменений и мер, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в частности: увольнений в период пандемии, оплаты труда и отпусков (в том числе оплаты нерабочих дней с сохранением заработной платы), перевода на дистанционную (удаленную) работу.
Следует отметить, что организации сферы социального обслуживания продолжают оставаться наиболее проблемной «отраслью». Основные проблемы были связаны с неисполнением «майских» Указов Президента Российской Федерации
«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики в части увеличения размера реальной заработной платы и доведение ее до средней заработной платы по региону»; в наблюдаемом периоде работники учреждений социального обслуживания страдали из-за невыплат стимулирующих надбавок или несправедливого распределения средств по федеральным и региональным стимулирующим надбавкам за работу с гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Количество штатных правовых инспекторов труда Профсоюза на начало 2021 года – 41 человек (на начало 2020 года – 38 человек), общая численность внештатных правовых инспекций труда, создаваемых комитетами региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в соответствии с п. 2.2.2 Программы действий Профсоюза на конец отчетного года составила 758 человек (в конце 2019 года – 748 человек).
В целях реализации положений Программы действий Профсоюза региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза правозащитная работа осуществлялась по следующим основным направлениям:
- проведение проверок (комплексных и тематических) соблюдения работодателями (представителями нанимателей) норм трудового законодательства, а также законодательства, регулирующего прохождение государственной и муниципальной службы, в том числе совместно с Государственной инспекцией труда и прокуратурой;
- оказание правовой помощи профсоюзным организациям различного уровня при разработке коллективных договоров и соглашений, участие в договорном регулировании социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства, проведение экспертизы уже заключенных коллективных договоров;
- оказание правовой помощи членам Профсоюза при составлении исковых заявлений и других процессуальных документов в судебные органы, участие правовых инспекторов труда Профсоюза и иных профсоюзных работников в рассмотрении судами исковых заявлений;
- проведение экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов, в том числе локальных;
- оказание консультативной и практической помощи профсоюзным организациям и членам Профсоюза, рассмотрение жалоб и других обращений членов Профсоюза;
- информационно-методическая работа, проведение обучающих семинаров.
В отчетном году по причине распространения новой коронавирусной инфекции ощутимо снизилось количество проведенных организациями Профсоюза проверок соблюдения работодателями (представителями нанимателей) требований трудового законодательства, а также законодательства, регулирующего прохождение государственной и муниципальной службы.
В связи с ограничительными мерами, введенными на территории Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и нормативными правовыми актами уполномоченных органов власти профсоюзные органы всех уровней столкнулись с невозможностью посещения организаций и учреждений, в которых трудятся члены Профсоюза. Во многих регионах профсоюзными органами было принято решение отложить проведение плановых очных мероприятий на неопределенный срок до нормализации эпидемиологической обстановки. Несмотря на это, часть организаций нашли возможность для проведения очных проверок, также, по возможности, проводились документарные проверки, организовывалось общение с уполномоченными лицами работодателей в дистанционном формате, в том числе с использованием видеоконференцсвязи и других возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В ходе проверок изучались правоустанавливающие документы организаций, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры с работниками, штатные расписания, положения об оплате труда, приказы (распоряжения) по оплате труда, о командировках, перечни работников с вредными условиями труда, должностные инструкции и другие локальные нормативные акты.
В 2020 году правовыми инспекторами труда Профсоюза, специалистами аппаратов комитетов региональных (межрегиональных) организаций и работниками профорганизаций различного уровня было проведено 3232 проверки соблюдения работодателями (представителями нанимателя) норм и требований трудового законодательства, а также законодательства, регулирующего прохождение государственной и муниципальной службы (в 2019 году было проведено 5169 проверок, в 2018 году 5450 проверок).
Наибольшее число проверок проведено Краснодарской краевой (551), Межрегиональной г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (382), Ростовской областной (435), Московской областной (267), Кабардино-Балкарской республиканской (251), Оренбургской областной (227) и Башкортостанской республиканской (209) организациями Профсоюза.
При проведении проверок в 2020 году выявлено 3311 нарушений трудового законодательства, 3125 из которых были устранены, что составляет 94 % от общего числа выявленных нарушений (в 2019 году выявлено 5662 нарушения трудового законодательства, 5359 из которых были устранены, что составляет 95 % от общего числа выявленных нарушений; в 2018 году выявлено 5329 нарушений трудового законодательства, 5003 из которых были устранены, что составило 94 % от общего числа выявленных нарушений).
***
В Курганскую областную организацию Профсоюза обратилась председатель первичной профсоюзной организации, воспитатель Психоневрологического интерната, по вопросу правомерности действий работодателя, который в условиях пандемии составлял график работы Психоневрологического интерната в режиме работы «в обсервации» (продолжительность смены 2 недели) без учета нормы нагрузки и выработки рабочего времени.
Юристом областной организации установлено, что работодатель утвердил график работы, по которому на смену продолжительностью 2 недели выходили 2 воспитателя на 98 пациентов (в нормальных условиях их по скользящему графику ежедневно работало 4 человек), остальные отправлялись на «простой» по независящей от воли сторон причине с оплатой труда 2/3 от должностного оклада (чуть больше 4 тысяч рублей) По штатному расписанию в интернате семь должностей воспитателей, по составленному работодателем графику работы седьмой воспитатель мог приступить к работе только через 3 месяца). Страдали не только работники, но и проживающие в интернате, которые лишались возможности получать качественные госуслуги.
Все факты нарушения законодательства были изложены профсоюзным юристом руководителю Главного управления СЗН Курганской области который, в свою очередь, согласился с представленными доводами. Директору были даны разъяснения по составлению графиков работы в режиме «в обсервации». Новый график работы был составлен с учетом норм нагрузки и штатной численности.
***
В 2020 году Тувинской республиканской организацией Профсоюза было проведено 9 проверок соблюдения работодателями требований трудового законодательства, в том числе в ГБУ РТ «Дерзиг-Аксынский интернат», ГБУ РТ Ресцентр «Поддержка», ГБУ РТ «Хайыраканский дом-интернат», ГБУ РТ «Дургенский дом-интернат».
В ходе проверок было выявлено, что в домах интернатах допускались задержки выплаты заработной платы работникам более на 1,5 месяца.
При активном содействии со стороны республиканской организации Профсоюза работодателями указанные долги были погашены частично в январе 2021 года. Результаты указанных проверок были рассмотрены на заседании Президиума республиканской организации. Итоговые материалы проверки направлены в соответствующие органы местного самоуправления, а также в комитеты территориальных организаций Профсоюза для сведения.
По результатам проверок руководителям выданы представления об устранении выявленных нарушений. Работодателями были приняты соответствующие меры по их устранению.
***
В Комитет Межрегиональной г. Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. организации Профсоюза обратилась младшая медицинская сестра, работающая в учреждении социального обслуживания Ленинградской области, в связи с тем, что ей была снижена премия за июнь 2020 г.
В ходе проведения выездной проверки было установлено, что было снижено количество баллов (на основании которых определяется размер премии) за предполагаемое нарушение дисциплины труда, совершенное работником в мае 2020 года.
Однако работодатель снизил работнику баллы, а соответственно и премию, за июнь 2020 года. Данное обстоятельство стало прямым нарушением локального нормативного акта, поскольку лишение или снижение премии могло производиться только за тот период, в котором было совершено нарушение или упущение в работе или когда были обнаружены нарушения или упущения.
Таким образом, было подтверждено нарушение прав работника - члена Профсоюза. По результатам проверки работодателю вынесено представление, которое было своевременно исполнено, и работнику была начислена и выплачена недостающая часть премии.
***
Башкортостанской республиканской организацией Профсоюза была проведена проверка по обращению работников государственных учреждения социального обслуживания, связанных с введением автономного режима работы в данных учреждениях. В ходе проверки были выявлены следующие нарушения:
- выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства РБ от 20.05.2020г. №317 и единовременные выплаты по Указу Главы РБ №УГ-152 от 27.04.2020г. на дату проведения проверки произведены не в полном объеме;
- отсутствуют документы, регулирующие трудовые отношения с категорией работников, не переведенных на удаленный режим работы и не выполняющих свои трудовые функции в сменном режиме (автономном режиме);
- ненадлежащим образом оформлены документы при переводе работника на дистанционный режим работы.
Итоги проведенной проверки были рассмотрены на заседании Президиума Башкортостанской республиканской организации Профсоюза, работодателям направлены акты и предписания. Выявленные нарушения устранены.
Наибольшее число нарушений в ходе проведенных проверок выявили и устранили следующие организации Профсоюза: Межрегиональная г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – выявлено 389 нарушений, 375 из которых устранены, что составило 96 % от общего числа выявленных нарушений; Воронежская областная – выявлено 385 нарушений, 362 из которых устранены, что составило 94 % от общего числа выявленных нарушений; Татарстанская республиканская – 342 нарушения, все устранены; Ростовская областная – выявлено 332 нарушения, 280 из которых устранены, что составило 84 % от общего числа выявленных нарушений; Башкортостанская республиканская – выявлено 251 нарушение, 248 из них устранены, что составило 99 % от общего числа выявленных нарушений; Якутская республиканская – выявлено 167 нарушений, все устранены; Курганская областная – выявлено 153 нарушения, 150 из которых устранены, что составило 98 % от общего числа выявленных нарушений; Оренбургская областная – выявлено 151 нарушение, 148 из которых устранены, что составило 98 % от общего числа выявленных нарушений.
***
Председатель Астраханской областной организации Профсоюза приняла участие в проверках по соблюдению работодателями трудового законодательства в ТБ-1 ФКУЗ ФСИН России по Астраханской области и МБУ «Аварийно-спасательный отряд г. Астрахани».
По итогам проверок в ТБ-1 ФКУЗ ФСИН России по Астраханской области были устранены нарушения при начислении премий работникам из числа медицинского персонала, отрегулирован график работы для некоторых категорий работников в удалённом режиме
В МБУ «Аварийно-спасательный отряд г. Астрахани» после вмешательства областной организации были восстановлены выплаты в размере 10% за сложность и напряжённость, 4% – за опасные условия труда, выплаты в размере 100% за обслуживание опасных объектов, были скорректированы все трудовые договоры в пользу работников с обязательными ежегодными выплатами на оздоровление и лечение в размере 20000 рублей (вместо 15000 рублей 1 раз в 2 года ранее), а также исключена из должностных обязанностей социальная помощь (транспортировка) со стороны спасателей тяжело-больных граждан (данная обязанность спасателями выполнялась изначально по собственной инициативе исходя из моральных побуждений, однако со временем это вошло в неофициальном порядке в должностные обязанности, что нарушало трудовые права данной категории работников, так как данные трудовые обязанности не предусмотрены в законодательстве РФ).
***
На основании заявки Архангельской областной организации Профсоюза правовыми инспекторами труда Федерации Профсоюзов Архангельской совместно с председателем областной организации, внештатным правовым инспектором (председателем Мезенской районной организации Профсоюза), а также органами прокуратуры проведены проверки по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в ГБУЗ АО «ЦРБ», были выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение порядка внесения изменений в Положение о системе оплаты труда в ГБУЗ АО «ЦРБ» работодателем был издан приказ о внесение изменений в систему оплаты труда устанавливающий незаконную выплату «Доплата до МРОТ». Материалы по вышеуказанному нарушению направлялись в прокуратуру Мезенского района, прокуратуру Архангельской области, Генеральную прокуратуру РФ.
2. Оплата за работу с вредными условиями труда в составе МРОТ. На основании судебных решений Лешуконского районного суда в пользу 4-х работников, оставленных в силе после рассмотрения апелляционной и кассационной инстанциями, взыскано в пользу 4-х работников 55000 (Пятьдесят пять тысяч) рублей вместе с взысканием морального вреда. Кроме того, работодателем издан приказ, о перерасчете с 1 октября 2020 года заработной платы в части оплаты труда за работу во вредных и (или) опасных условиях свыше МРОТ всем работникам ГБУЗ АО «ЦРБ». Экономическая эффективность в пользу работников составила более 800000 (Восемьсот тысяч) рублей.
3. Работникам хирургического отделения ГБУЗ АО «ЦРБ» (7 чел.) за июль, август 2020 года работодатель не производил оплату стимулирующей надбавки за работу с больными с подозрением на СОVID. По требованию председателя ППО в адрес работодателя, работникам хирургического отделения было доначислено 245000 (Двести сорок пять тысяч) рублей.
Результаты проверок доведены до руководителей организаций, им направлены акты и представления об устранении выявленных нарушений действующего законодательства, большинство из них исполнено или принято к исполнению. По итогам проверки в организации проведены встречи и консультации с должностными лицами, работниками кадровой службы и руководителями иных структурных подразделений.
Из общего числа проверок соблюдения требований трудового законодательства в 2020 году совместно с органами Государственной инспекции труда проведены 73 проверки (в 2019 г. – 152 проверки, в 2018 г. – 125 проверок), а с органами прокуратуры 47 проверок (в 2019 г. – 46 проверок, в 2018 г. – 43 проверки).
В органы Государственной инспекции труда в 2020 году направлены материалы о 60 фактах несоблюдения требований трудового законодательства (в 2019 г. – 111; в 2018 г. – 61), по итогам их рассмотрения к административной ответственности привлечены 19 человек.
***
Оренбургской областной организацией Профсоюза были выявлены случаи несоблюдения требований законодательства об оплате труда членов Профсоюза – работников сферы социального обслуживания населения.
Так, в 19 учреждениях социального обслуживания области выявлены нарушения прав 457 членов Профсоюза. Все они с 22 апреля 2020 года незаконно были направлены в простой с существенным снижением размера оплаты труда. После вмешательства прокуратуры области в 8 учреждениях произвели необходимый перерасчет заработной платы. Руководителям еще 11 учреждений не принявшим соответствующих мер к восстановлению прав работников-членов профсоюза, территориальные прокуроры внесли представления с требованием устранить допущенные нарушения законодательства. В итоге работникам доплатили недополученный заработок в общей сумме 1 миллион 975 тысяч рублей.
В 2020 году восстановлены на работе по требованию профсоюзной правовой инспекции труда 14 работников (в 2019 г. – 25; в 2018 г. – 10). В органы прокуратуры для устранения выявленных нарушений трудового законодательства направлено 61 обращение (в 2019 г. – 59; в 2018 г. – 44). В 48 случаях по этим обращениям были приняты меры прокурорского реагирования. По требованию прокуратуры и при участии профсоюзной правовой инспекции труда в 2020 году привлечено к административной ответственности 9 должностных лиц.
***
После проведенной Новосибирской областной организацией Профсоюза в ГКУ Новосибирской области «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области» проверки работодателю были направлены акт проверки и представление об устранении выявленных нарушений. Однако учреждение их проигнорировало и представило свои возражения. В возражениях было указано, что работодатель считает проверку незаконной т.к. Профсоюз при ее проведении не придерживался требований Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Областной организацией Профсоюза было направлено обращение в Прокуратуру Новосибирской области с просьбой разъяснить распространяются ли положения указанного Федерального закона на общественную организацию при осуществлении профсоюзного контроля. Письменный ответ прокуратуры с подтверждением нераспространения указанного закона на профсоюзную организацию был направлен в ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области», после чего учреждение представило ответ на акт проверки и представление о принятии мер к устранению выявленных нарушений.
В 2020 году зафиксировано 3778 случаев оказания различного рода правовой помощи членам Профсоюза и профсоюзным организациям, в т.ч. 74 случая – при оформлении документов в комиссии по трудовым спорам и 339 – при подготовке процессуальных документов и исковых заявлений в судебные органы.
В отчетном году при участии правовых инспекторов труда Профсоюза, иных юристов и профсоюзных работников рассмотренного в судах 163 дела, исковые требования удовлетворены полностью или частично в 126 случаях, что составляет 78 % от общего числа рассмотренных исковых заявлений. На прежних рабочих местах восстановлено 28 человек.
Наиболее активно защищали права членов Профсоюза в судебных органах работники Курганской областной (21 заявление рассмотрено, исковые требования по 20 из них удовлетворены), Саратовской областной (16 заявлений рассмотрено, исковые требования по 10 из них удовлетворены), Башкортостанской республиканской (11 заявлений рассмотрено, исковые требования по 9 из них удовлетворены), Свердловской областной (9 заявлений рассмотрено, исковые требования по всем удовлетворены), Архангельской областной (8 заявлений рассмотрено, исковые требования по 5 из них удовлетворены), Татарстанской республиканской (7 заявлений рассмотрено, исковые требования по всем удовлетворены), Алтайской краевой (7 заявлений рассмотрено, исковые требования по 3 из них удовлетворены) и Камчатской краевой (7 заявлений рассмотрено, исковые требования по 1 из них удовлетворены) организаций Профсоюза.
***
Ростовской областной организацией Профсоюза оказана досудебная и судебная помощь заведующей отделением МБУ «ЦСОГПВиИ» Константиновского района, необоснованно уволенной по п.5 ч.1. ст.81 ТК РФ (неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей). В Усть-Донецкий районный суд был направлен иск о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Решением суда заведующая отделением восстановлена на работе, в ее пользу взыскан ущерб в сумме 190000 руб. Решение суда вступило в законную силу.
***
В комитет Межрегиональной г. Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. организации Профсоюза за правовой помощью обратилась социальный работник, работающая в одном из социальных учреждений г. Санкт-Петербурга.
Работодатель привлек ее к дисциплинарной ответственности в виде выговора. В приказе о наложении дисциплинарного взыскания не было указано, какие именно действия работника, по мнению работодателя, являются нарушением дисциплины труда; также не было затребовано письменное объяснение работника.
Для защиты своих прав работница обратилась в суд, где ее интересы представлял правовой инспектор труда Межрегиональной организации Профсоюза.
В подтверждение соблюдения порядка процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности работодатель представил в суд некий акт (об отказе работника давать объяснение), который должен был подтвердить то, что работник отказался от дачи объяснений.
Однако правовой инспектор обратил внимание суда на несколько обстоятельств, благодаря которым указанный акт не был принят в качестве доказательства: работодатель не представил требование о даче объяснения; акт не содержал описание проступка; акт был составлен до истечения двух рабочих дней, которые есть у работника для предоставления объяснения. Кроме того, этот акт не был указан в приказе о привлечении к ответственности, что дало суду основания сомневаться в существовании указанного акта на момент издания приказа. В результате суд пришел к выводу, что процедура привлечения к ответственности была «грубо нарушена» работодателем.
Кроме того, суд поддержал позицию правового инспектора и отметил, что работодателем при наложении дисциплинарного взыскания не было учтено предшествующее поведение работника, не учтены многочисленные благодарности, объявленные как работодателем, так и получателями социальных услуг, что также находится в противоречии с требованиями закона.
По итогам разбирательства суд частично удовлетворил исковые требования, признав дисциплинарное взыскание незаконным и взыскав в пользу работника компенсацию морального вреда.
***
При поддержке Иркутской областной организации Профсоюза в судах Иркутской области были рассмотрены два иска от членов Профсоюза -государственных гражданских служащих ФССП России.
Так, в первом случае, суд признал незаконным увольнение судебного пристава в связи с сокращением замещаемой им должности и взыскал с работодателя средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 100 тысяч рублей. Во втором было признано судом незаконным увольнение председателя первичной профсоюзной организации Управления ФССП России по Иркутской области. Суд взыскал в пользу истца средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 200 тысяч рублей. Истцы проработали в структурах Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области более десяти лет. В апреле текущего года ими были получены уведомления об увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. В обоих случаях нарушения со стороны представителя нанимателя были одинаковыми. В профсоюзные органы не направлялось запроса о мотивированном мнении. Кроме того, уведомления о сокращении, были оформлены не должным образом, также не был реализован алгоритм определения преимущественного права на оставление на службе.
***
В июле 2020 г. в судебном порядке была восстановлена на работе Т., председатель первичной профсоюзной организации МКУ городского поселения г. Россошь «Детский развлекательно - развивающий комплекс», уволенная в связи с сокращением численности работников организации. Представительство интересов работника в судебных заседаниях осуществляла правовой инспектор труда Воронежской областной организации Профсоюза.
В нарушение трудового законодательства работодателем в отношении Т. не были соблюдены процедуры, предусмотренные ст.ст. 373 и 374 ТК РФ.
Из представленных ответчиком в судебном заседании документов следовало, что при проведении процедуры сокращения численности работников и увольнении Т. работодатель обращался в выборный профсоюзный орган первичной профсоюзной организации один раз – 01.04.2020, на начальном этапе проведения процедуры сокращения.
При этом работодатель в возражениях неправомерно указывал и ошибочно полагал, что в указанную дату он обращался в выборный профорган в соответствии со ст. 373 ТК РФ и при этом не получил в установленный срок мотивированное мнение профкома.
Однако, данное обращение производилось в соответствии со статьей 82 ТК РФ, как об этом было указано в самом обращении.
Правовым инспектором труда было обращено внимание суда на то, что на момент обращения в профком 01.04.2020 по объективным причинам у работодателя еще не мог быть сформирован полный пакет документов, по итогам рассмотрения которого выборный профсоюзный орган должен выражать свое мотивированное мнение.
Более того, в соответствии с ч. 5 ст. 373 ТК РФ работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения. Поэтому неправомерно истребованное на начальном этапе процедуры сокращения численности или штата работников мотивированное мнение не может быть положено в основание приказа об увольнении работника, издаваемого не ранее истечения двухмесячного срока после начала процедуры сокращения.
Как было установлено в судебном заседании, в дальнейшем обращения работодателя в профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ с проектом приказа об увольнении Т. и приложением к нему всех документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении, как этого требует данная статья, не было.
Кроме того, в вышестоящий выборный профсоюзный орган обращение с проектом приказа об увольнении Т. ответчик направил 03.06.2020.
Однако, в нарушение сроков, предусмотренных ст. 374 ТКРФ, не дожидаясь решения вышестоящего профоргана, работодатель 08.06.2020 издал приказ об увольнении Т.
Решением Россошанского районного суда Воронежской области Т. восстановлена на работе, в ее пользу взыскан средний заработок за время вынужденного прогула и компенсация за причиненный моральный вред.
Обжаловать решение суда в апелляционном порядке работодатель не стал.
***
В Курганскую областную организацию Профсоюза с жалобой на неправомерные действия представителя нанимателя обратилась член Профсоюза К. – государственная гражданская служащая УФССП России по Курганской области, для оказания правовой помощи в составлении искового заявления и последующего представительства ее интересов в суде, в связи с отказом в принятии на службу в органы принудительного исполнения по причине определения третьей категории профессиональной пригодности, установленной в процессе профессионального психологического отбора.
Юристом комитета областной организации установлено, что К. было отказано в принятии на службу в органы принудительного исполнения РФ на основании решения оперативного штаба УФССП России по Курганской области, которое по форме не соответствовало обычно предъявляемым требованиям (отсутствовала мотивированная часть решения).
Все факты нарушения законодательства работодателем были изложены профсоюзным юристом в суде. Суд согласился с представленными доводами, решение оперативного штаба УФССП России по Курганской области об отказе К. в принятии на службу в органы принудительного исполнения отменено.
***
Член Профсоюза - младшая медсестра по уходу за больными ТОГКУ СО «Детский дом - интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии «Мишутка» обратилась за помощью в Тамбовскую областную организацию Профсоюза с просьбой оказать помощь в обжаловании отказа Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котовске Тамбовской области (межрайонное) от 21.01.2020 года в назначении страховой пенсии по старости, как проработавшей на работах с тяжелыми условиями труда по Списку №2, из-за отсутствия необходимого специального стажа на соответствующих видах работ. Продолжительность периодов, не засчитанных УПФ РФ в г. Котовске в стаж на соответствующих видах работ, составила более 19 лет.
Правовым инспектором труда Профсоюза было подготовлено исковое заявление в суд и осуществлялось представительство интересов стороны работника в суде.
В судебном заседании была доказана неправомерность и необоснованность отказа УПФ РФ в г. Котовске в назначении досрочной страховой пенсии.
Решением суда в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, были включены периоды работы в должности санитарки-няни Сампурского психоневрологического дома-интерната для умственно-отсталых детей (11 лет 03 месяцев 19 дней), а также в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными ТОГКУ СО «Детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии «Мишутка» (7 лет 10 месяцев 14 дней).
Суд обязал УПФ РФ в г. Котовске назначить страховую пенсию работнице с даты обращения за ее назначением (с 11.01.2020).
Правовыми инспекторами труда и другими работниками организаций Профсоюза в 2020 году оказана правовая помощь в разработке 3343 коллективных договоров и соглашений (в 2019 г. – 4406), а также проведена правовая экспертиза 5512 коллективных договоров, соглашений и иных нормативных актов (в 2019 г. – 6167).
Также в отчетном году выборными органами профсоюзных организаций рассмотрен 701 законопроект, а также проекты иных нормативных правовых актов различного уровня, по которым даны соответствующие заключения (в 2019 г. – 757 н.п.а.).
***
Особое внимание комитетом Кировской областной организации Профсоюза уделяется регулированию оплаты труда работников областных государственных учреждений. Данный вопрос находится на особом контроле президиума областной организации. Все изменения в Положения об оплате труда данных учреждений вносятся только после предварительного согласования с председателем областной организации и утверждения таких изменений и дополнений решениями президиума. За 2020 год согласовано 28 изменений в Положения об оплате труда областных государственных учреждений.
Основным результатом данной работы стало то, что фактически не было допущено включение в нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда государственных учреждений, норм их ухудшающих, а также не был уменьшен размер заработной платы работников. Напротив, основная часть изменений касалась увеличения базовых окладов работников и их индексации.
При осуществлении правозащитной деятельности организациями Профсоюза любого уровня особое место занимает распространение правовых знаний: различные формы обучения профсоюзного актива, проведение семинаров, «круглых столов», подготовка информационно-методических материалов, публикации в средствах массовой информации по правовой тематике, создание Интернет-сайтов с обязательным включением разделов, содержащих информацию о правозащитной работе. В связи с введенными на территории Российской Федерации и ее субъектов ограничительными мерами большая часть обучающих мероприятий проводилась организациями Профсоюза в дистанционном режиме с использованием видеоконференцсвязи и других возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Наиболее часто в ходе семинаров рассматривались актуальные на данный момент вопросы перевода на дистанционный (удаленный) режим работы, перехода на электронный документооборот, порядка ведения электронных трудовых книжек и другие.
Несмотря на действовавшие ограничения, вопросы правозащитной деятельности продолжали рассматриваться на заседаниях коллегиальных органов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза. Всего в 2020 году зафиксировано 1190 выступления, а также публикаций в СМИ и Интернет-изданиях (в 2019 г. – 1191 выступление).
***
В 2020 году Кемеровской областной организацией Профсоюза с проведены семинары по темам:
- «Переход на электронные трудовые книжки. Пошаговые процедуры и образцы документов»;
- «Закредитованность работающего населения Кузбасса: основные принципы и роль отраслевых профсоюзов в её снижении»;
- «Изменения в трудовом законодательстве. Тренды, которые нельзя пропустить в 2020 году. О профессиональных стандартах, индексации заработной платы, отпусках, персональных данных, электронном документообороте, порядке прохождения и оформления диспансеризации работников, особенностях учёта рабочего времени водителей»;
- «О подготовке к проверке Государственной инспекции труда»;
- «Трудовое законодательство 2020. Важные новости для кадровых работников, изменения законодательства и актуальные вопросы, всё самое главное. Оформление электронных трудовых книжек. Новые обязанности работодателя по профилактике коронавируса. Минимальная зарплата, без риска подвергнуться штрафу. Порядок оформления диспансеризации и удалённой работы. Организация дистанционной работы с 1 января 2021 года. Подготовке к проверкам Государственной инспекции труда».
Председатели территориальных организаций Профсоюза также приняли участие в видеоконференции посвящённой активизации взаимодействия профсоюзов и областной прокуратуры по вопросам выплаты заработной платы, в рамках соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса и Прокуратурой Кемеровской области-Кузбасса.
***
Традиционно Оренбургская областная организация Профсоюза уделяет большое внимание обучению своего профсоюзного актива, в том числе и по вопросам правозащитной деятельности.
4-5 июня 2020 года областной организацией проведен двухдневный вебинар для внештатных профсоюзных правовых инспекторов труда по образовательному модулю «Соблюдение трудового законодательства в профсоюзных организациях».
19 ноября 2020 года проведен вебинар на тему: «Изменения в трудовом законодательстве».
В вебинаре принимали участие внештатные профсоюзные правовые инспектора труда областной организации, председатели крупных профсоюзных организаций, специалисты кадровых служб учреждений и организаций.
В ходе вебинара были рассмотрены такие актуальные вопросы как: трудовые отношения в период пандемии COVID-19; гарантии прав работников при заключении трудового договора; электронные трудовые книжки, подтверждение стажа, электронный документооборот; требования, предъявляемые к обработке документов, содержащих персональные данные работника; обзор судебной практики по вопросам увольнения по собственному желанию и по соглашению сторон (волеизъявление работника, отказ от увольнения, согласование даты увольнения, гарантии прав беременных женщин и др.); позиция Верховного Суда РФ по вопросам увольнения беременных женщин; прекращение трудового договора по «дисциплинарным» основаниям (правила, нарушения, судебная практика) и другие.
Кроме того, областной организацией в 2020 году проведены пять правовых турниров «Клуб знатоков трудового права», в которых приняли участие 24 команды из 120 профсоюзных активистов и внештатных профсоюзных правовых инспекторов.
Команды-призеры получили дипломы победителей различных степеней и денежные призы. Команды, не занявшие призовые места, получили сертификаты за активное участие. Всем участникам без исключения были вручены сертификаты члена «Клуба знатоков трудового права» областной организации Профсоюза.
В 2020 году организациями Профсоюза было рассмотрено 8699 письменных обращений, 7496 из них признаны обоснованными и в этой связи приняты необходимые меры с целью оказания помощи заявителям. Таким образом, необходимые меры были приняты в 86 % случаев.
На личном приеме в профсоюзных организациях в 2020 году было принято 25 962 членов Профсоюза, при этом вопросы заявителей были признаны обоснованными и помощь получили 21 225 человек, что составило 82 % от общего числа обратившихся.
Зачастую обращения поступали по электронной почте или по телефону, что связано с введением режима повышенной готовности в условиях пандемии и установлением во многих организациях режима дистанционной работы.
Наряду с текущими вопросами, касающимися соблюдения требований трудового законодательства, поступало большое количество вопросов связанных с:
- порядком оплаты нерабочих дней, объявленных Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239;
- предоставлением ежегодных отпусков в указанный период;
- ведением табеля учета рабочего времени в указанный период;
- выплатой пособия по временной нетрудоспособности гражданам в возрасте 65 лет и старше;
- работой в условиях режима изоляции работников и получателей социальных услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания и смены изолирующихся работников 1 раз в 2 недели,
- о единовременных выплатах семьям с детьми.
***
Правовая защита в 2020 году потребовалась членам Профсоюза, работающим и проходящим службу в подразделениях ГУ МЧС России по Кировской области.
В связи с указанием начальника Главного управления собственной безопасности МЧС России от 28.10.2019 № 20-6-3-4687 «Об участии в общественных объединениях» и согласно письму заместителя начальника ГУ МЧС России по Кировской области от 30.12.2019 «Об информировании участия в общественных объединениях», направленного в адрес структурных подразделений, государственным служащим МЧС России было предписано «в случае выявления фактов участия в деятельности некоммерческих организаций и общественных объединений прекратить участие в таковых и выйти из их состава».
Одновременно, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в ГУ МЧС России по Кировской области с 1.01.2020 произошла ликвидация 10 юридических лиц. Права и обязанности удерживать и перечислять членские профсоюзные взносы от данных юридических лиц перешли к ГУ МЧС по Кировской области. Все данные о членах Профсоюза имелись в бухгалтериях ликвидированных учреждений, вошедших в качестве подразделений без права юридического лица в обновленную структуру ГУ МЧС России по Кировской области. Однако, по итогам января и февраля 2020 года (а в отдельных случаях и марта-месяца) удержания и перечисления профсоюзных взносов не производилось, так как согласно требований ГУ МЧС по Кировской области члены Профсоюза были обязаны составить соответствующий рапорт (п.10 Порядка, утвержденного приказом МЧС России от 31.05.2017 № 236) и продолжить участие в Профсоюзе только после получения разрешения Министра или соответствующего руководителя. Вынужденный перерыв для членов Профсоюза составил 2-3 месяца. Письменные обращения областной организации Профсоюза в ГУ МЧС России по Кировской области и устные переговоры о имеющих место нарушениях законодательства и положений Отраслевого соглашения рассмотрение данного вопроса по существу, к сожалению, не ускорили. О сложившейся ситуации 10.02.2020 был проинформирован ЦК Профсоюза. После проведенных консультаций Председателя Профсоюза Водянова Н.А. с руководством МЧС России 25.03.2020 года получен ответ за подписью заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которым были отменены требования к государственным служащим и работникам МЧС России по получению согласия руководителей на членство в Профсоюзе.
***
В Барнаульском филиале ФГУП «Московское ПрОП» работник был наказан работодателем за то, что тот будучи привлеченным к работе в свой выходной день пришел на работу на 30 мин. позже начала обычного рабочего дня, установленного правилами внутреннего трудового распорядка. Работодатель посчитал данный факт опозданием и наложил на работника дисциплинарное взыскание в виде выговора. При изучении правовым инспектором Алтайской краевой организации Профсоюза документов и обстоятельств дела было выявлено, что работник действительно дал согласие на работу в свой выходной день, но ни в одном локальном нормативно-правовом акте не указанно время, в течении которого он должен выполнять работу в ходе привлечения к работе в выходной день. Работодатель также дополнительно не уведомил работника о графике, по которому он должен работать в этот день. В ст. 153 ТК РФ говорится о том, что оплата в повышенном размере производится за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Краевым комитетом было направлено письмо с разъяснениями и рекомендациями. Дисциплинарное взыскание было отменено.
***
В июле 2020 г. В Тульскую областной организации Профсоюза поступили обращения с просьбой о содействии в решении вопроса установления выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским работникам ФКУЗ «МСЧ МВД России по Тульской области» (далее-медсанчасть).
Сотрудники и работники медсанчасти в целях борьбы с угрозой распространения коронавирусной инфекции оказывают первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, в том числе на дому, пациентам с острыми респираторными вирусными инфекциями, осуществляют работу по выявлению пациентов с симптомами ОРВИ, COVID-19, в том числе из групп риска и оказанию им медицинской помощи и т.п.
Однако для медицинских работников учреждений здравоохранения, не профилированных для оказания медпомощи больным COVID-19, оказывающих медицинскую помощь лицам без установленного на момент обращения диагноза COVID-19, выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку действующим законодательством были не предусмотрены.
Было направлено письмо с просьбой о содействии в решении указанной проблемы в адрес Председателя Профсоюза Водянова Н.А.
В сентябре 2020 года при содействии Профсоюза был издан приказ МВД РФ от 28.09.2020 № 672 о дополнительных выплатах стимулирующего характера данным категориям медицинских работников.
***
Начиная с 1 июня 2020 года в Смоленскую областную организацию Профсоюза начали поступать заявления в электронном виде о том, что в СОГБУ ГЦ «Вишенки» работники, осуществляющие уход за COVID-больными, не получают положенные им стимулирующие выплаты. Всего поступило 62 обращения.
По результатам проверки было выявлено, что выплаты не производились в связи с тем, что в Учреждении не был введен режим повышенной готовности и соответственно не был введен режим работы в 14-дневные смены.
Работникам было разъяснено, всем, кто ухаживал за проживающими с коронавирусной инфекцией, положена выплата согласно Постановлению Правительства РФ от 15.05.2020 № 681 и Постановлению Администрации Смоленской области от 21.05.2020 № 291.
Данные нарушения Учреждением не оспаривались. Все нарушения были исправлены, в Учреждении ввели режим повышенной готовности и введен режим работы в 14-ти дневные смены, после чего все предусмотренные работникам выплаты начали начисляться и выплачиваться.
***
На протяжении последних лет большое число обращений, поступающих в Воронежскую областную организацию Профсоюза по-прежнему связано с проблемой низкой заработной платы работников, не охваченных «майскими» Указами Президента РФ, в т.ч. работников областных государственных учреждений - центров занятости населения, уровень заработной платы которых значительно ниже уровня заработной платы «указных» работников схожих отраслей (образование, здравоохранение, социальное обслуживание). При этом за последние семь лет заработная плата работников центров занятости населения (на территории Воронежской области 35 таких учреждений), кроме плановых индексаций, не повышалась.
В результате проводимой комитетом областной организации Профсоюза совместно с департаментом труда и занятости населения работы, обращений, в т.ч. в адрес Губернатора Воронежской области по вопросам повышения оплаты труда работников центров занятости населения, в области принято решение о направлении дополнительных бюджетных средств на стимулирование их труда, за период с июня по декабрь 2020 года на эти цели было выделено около 27 млн. рублей.
Экономическая эффективность всех форм правозащитной работы, проводимой организациями Профсоюза в 2020 году составила 656,1 млн. руб. (в 2019 г. – 650, 4 млн. руб.; в 2018 г. – 414,73 млн. руб.).
Наиболее полный учет экономической эффективности своей правозащитной работы показали комитеты Татарстанской республиканской (235,5 млн. руб.), Кабардино-Балкарской республиканской (121,1 млн. руб.), Ростовской областной
(63 млн. руб.), Воронежской областной (30,43 млн. руб.), Алтайской краевой
(29,7 млн. руб.), Оренбургской областной (28,9 млн. руб.), Межрегиональной г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (28,55 млн. руб.) организаций Профсоюза.
7 апреля 2021 года Юридический отдел ЦК Профсоюза