+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

Правозащитная работа

Приложение № 1

к постановлению Президиума Профсоюза

от 20.04.16 г. № 2-2-3

 

ИТОГИ ПРАВОЗАЩИТНОЙ РАБОТЫ

РЕГИОНАЛЬНЫХ (МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ)

ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗА за 2015 год

 

На 25 марта 2016 года отчеты поступили от 78 комитетов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, комитет Камчатской краевой организации отчет по правозащитной работе не представил, 9 комитетов представили отчеты без пояснительных записок (Алтайская, Ингушская, Карачаево-Черкесская, Коми, Тувинская республиканские, Волгоградская, Еврейская, Калининградская, Орловская областные организации Профсоюза).

 

В отчетном году следует отметить высокий уровень правозащитной работы, проводимой Воронежской, Кемеровской, Курганской, Московской, Нижегородской, Оренбургской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Тамбовской областными; Алтайской, Забайкальской, Ставропольской, Краснодарской краевыми; Бурятской, Татарстанской, Башкортостанской республиканскими; Московской городской, а также Межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организациями Профсоюза.

В целом региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза правозащитная работа в отчетном году осуществлялась во взаимодействии с выборными органами профсоюзных организаций различного уровня. Большинство комитетов ответственно относятся к выполнению своих правозащитных функций, отстаивают интересы членов Профсоюза через совершенствование взаимодействия с работодателями (представителями нанимателей) в рамках социального партнерства, добиваясь установления гарантий, расширяющих трудовые и социальные права работников (служащих), активно действуют с целью профилактики нарушений трудового законодательства при разрешении конфликтных ситуаций, в том числе и в досудебном порядке.

Вместе с тем имеются ресурсы для дальнейшего совершенствования и развития правозащитной работы. Ряд руководителей организаций Профсоюза не придают должного внимания правозащитной работе, не проявляют инициативы с целью ее развития и совершенствования.

 

Численность Правовой инспекции труда Профсоюза на начало 2016 года составила 51 человек (на начало 2015 года – 52 человека), общая численность внештатных правовых инспекций труда, создаваемых комитетами региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в соответствии с п.2.2.2 Программы действий по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза в 2015–2020 годах составила 928 человек (в 2014 году – 930 человек).

 

В целях реализации положений Программы действий по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза в 2015–2020 годах региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза правозащитная работа традиционно осуществляется по следующим основным направлениям:

- проведение проверок (комплексных и тематических) соблюдения работодателями (представителями нанимателей) норм трудового законодательства и законодательства, регулирующего прохождение государственной или муниципальной службы, в том числе совместно с Государственной инспекцией труда и прокуратурой;

- оказание правовой помощи профсоюзным организациям различного уровня при разработке коллективных договоров и соглашений, участие в договорном регулировании социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства;

- оказание правовой помощи членам Профсоюза при составлении исковых заявлений, последующее участие правовых инспекторов труда Профсоюза и иных профсоюзных работников в рассмотрении судами исковых заявлений;

- проведение экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов, а также соглашений и коллективных договоров;

- рассмотрение жалоб и других обращений членов Профсоюза;

- информационно-методическая работа, проведение обучающих семинаров.

 

В 2015 году правовыми инспекторами труда Профсоюза, специалистами аппаратов комитетов региональных (межрегиональных) организаций и работниками профорганизаций различного уровня было проведено 5917 проверок соблюдения работодателями (представителями нанимателя) норм и требований трудового законодательства, а также законодательства о прохождении государственной и муниципальной службы (в 2014 году было проведено 5634 проверок, в 2013 году 5413 проверок).

Наибольшее число проверок проведено Краснодарской (549), Ростовской (529), Московской городской (516), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (484), Московской областной (438), Саратовской (410), Кемеровской (328) и Оренбургской (229) региональными (межрегиональной) организациями Профсоюза.

При проведении проверок в 2015 году выявлено 5755 нарушений трудового законодательства, 5251 из которых были устранены, что составляет 91 % от общего числа выявленных нарушений (в 2014 году выявлено 6296 нарушения трудового законодательства, 5748 из которых были устранены, что составило 91 % от общего числа выявленных нарушений; в 2013 году было выявлено 6990 нарушений, 6366 из которых были устранены, что составило 91 % от общего числа выявленных нарушений).

 

***

В ходе проводимых Московской городской организацией Профсоюза проверок выявлялись нарушения по следующим основным вопросам:

- соблюдения порядка заключения и определения содержания трудового договора;

- соблюдения процедуры проведения сокращения численности или штата работников учреждения;

- соблюдения условий коллективного договора, соглашения;

- принятия локальных нормативных актов учреждения без учета мнения выборного профсоюзного органа;

- распределения фонда оплаты труда, надбавок и доплат;

- порядка заключения с работниками договоров о полной материальной ответственности;

- применения законодательства о государственной гражданской службе;

- соблюдения норм об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников, в том числе женщин и лиц с семейными обязанностями, лиц, работающих по совместительству, педагогических, медицинских и других работников.

В результате осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства выявлялись нарушения со стороны работодателя и принимались меры по их устранению.

 

Наибольшее число нарушений в ходе проведенных проверок выявили Самарская областная (952 нарушения, 903 из них устранено, что составило 94 % от общего числа нарушений), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (513 нарушений, 447 устранено, что составило 87 % от общего числа нарушений), Воронежская областная (429 нарушений, 423 устранено, что составило 98 % от общего числа нарушений), Бурятская республиканская (317 нарушений, 298 из них устранено, что составило 94 % от общего числа нарушений), Нижегородская областная (314 нарушений, 305 устранено, что составило 97 % от общего числа нарушений), Курганская областная (301 нарушение, 295 устранено, что составило 98 % от общего числа нарушений) и Московская областная (276 нарушений, 251 устранено, что составило 90 % от общего числа нарушений) организации Профсоюза.

 

***

В ходе проведенной специалистами Межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Профсоюза комплексной проверки Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом ветеранов войны и труда №1» выявлены следующие нарушения трудового законодательства. В трудовых договорах не указывались сведения о документах, удостоверяющих личность работника, идентификационный номер налогоплательщика (для работодателя), основания, в силу которых работодатель наделен соответствующими полномочиями, сведения о месте заключения договора, отсутствовали подписи работников в получении экземпляра договора. В текст трудового договора необоснованно включается условие о временном характере работы. Выявлены многочисленные нарушения при установлении очередности использования ежегодных оплачиваемых отпусков. Так, по некоторым подразделениям учреждения на момент проверки графики отпусков отсутствовали. Имеющиеся графики отпусков не имели даты их утверждения, вместо планируемой даты начала отпуска, указывались периоды продолжительностью несколько месяцев (например, «май — сентябрь»). Кроме того, выявлены нарушения при привлечении работников к дисциплинарной ответственности.

В адрес директора учреждения правовым инспектором было внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены.

 

***

В результате проведенных Курганской областной организацией Профсоюза проверок содержания и сроков заключения трудовых договоров работников Регионального отделения ДОСААФ России Курганской области, а также других вопросов регулирования трудовых отношений, выявлялись нарушения в НОУ Курганская АШ ДОСААФ России, Местном отделении ДОСААФ России Сафакулевского района Курганской области. Замечания, данные правовым инспектором труда, устранены.

За допущенные нарушения в соответствии с ч.1 ст. 527 КоАП РФ должностное лицо привлечено к административной ответственности.

 

Из общего числа проверок соблюдения требований трудового законодательства в 2015 году совместно с органами Государственной инспекции труда проведены 215 проверок (в 2014 г. – 317, в 2013 г. – 298), а с органами прокуратуры 37 проверок (в 2013 г. – 76, в 2012 г. – 83).

 

***

В комитет Воронежской областной организации Профсоюза за консультацией по вопросу правомерности увеличения без ее согласия и дополнительной оплаты объема работ – ведение 25 больных, постоянно проживающих в отделении, вместо ранее установленного количества – 5-ти человек обратилась врач – заведующая отделением БУ ВО «Воронежский областной дом — интернат милосердия для престарелых и инвалидов», член Профсоюза А,

Правовым инспектором труда Хромовой Е.А. работнику был разъяснен установленный трудовым законодательством порядок поручения выполнения дополнительной работы. Кроме того, с целью предупреждения и недопущения развития конфликтной ситуации председателем Центральной районной организации Профсоюза совместно с правовым инспектором труда обкома было организовано посещение учреждения, внимание руководителя, представителей кадровой и юридической служб обращено на необходимость строго руководствоваться нормами трудового законодательства при издании соответствующего приказа.

Несмотря на это, приказ об изменении норм труда (увеличении объема работ) без согласия работника работодателем был издан.

Работник обратился с жалобой на действия работодателя в областной комитет Профсоюза и в Государственную инспекцию труда.

В ходе совместной выездной проверки установлено, что оснований для применения статьи 74 Трудового кодекса РФ, на которую ссылался работодатель в приказе об изменении норм труда, не было, приказ издан в нарушение статьи 60.2 Трудового кодекса РФ и должен подлежать отмене. 

Госинспекцией труда выдано предписание об устранении нарушения трудового законодательства, директор учреждения привлечен к административной ответственности.

 

В 2015 году восстановлены на работе по требованию профсоюзной правовой инспекции труда 40 работников (в 2014 г. – 44; в 2013 г. – 37). В органы прокуратуры для устранения выявленных нарушений норм трудового законодательства и законодательства, регулирующего прохождение государственной (муниципальной) службы направлено 30 обращений (в 2014 г. – 63; в 2013 г. – 59). В 24 случаях по этим обращениям были приняты меры прокурорского реагирования. По требованию прокуратуры и при участии профсоюзной правовой инспекции труда в 2015 году привлечено к административной ответственности 10 должностных лиц.

 

***

Архангельской областной организацией Профсоюза в течение отчетного года было направлено 7 обращений в прокуратуру Мезенского района Архангельской области. Меры прокурорского реагирования были приняты по 5 обращениям:

- внесен протест прокурора Мезенского района на приказ ГКУ АО «ОГПС № 11 от 02.04.2015 года № 50 «Об утверждении Положения о системе нормирования труда»» с требованием отменить указанный Приказ, как изданный в нарушение требований ст.372 ТК РФ;

- внесено требование прокурора на локальный нормативный акт «Положение о конкурсе на замещение вакантной муниципальной службы в МО «Мезенский муниципальный район» об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупционных факторов.

За нарушения трудового законодательства привлечены к административной ответственности:

глава МО «Жердское» Мезенского района — за несвоевременную выплату заработной платы, нарушение трудового законодательства в части извещения работника о составных частях заработной платы (невыдача расчетных листков), а также несоблюдение требований ТК РФ в части содержания трудового договора;

глава МО «Мезенское» — за несвоевременную выплату заработной платы, несвоевременную оплату отпуска, несвоевременный окончательный расчет при увольнении работников;

руководитель государственного бюджетного учреждения СОН Архангельской области «Мезенский комплексный центр социального обслуживания» — за выявленные нарушения законодательства о труде и охране труда; 

руководитель предприятия Мезенского филиала ОАО «АрхоблЭнерго» — за несвоевременное обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты.

 

***

В отчетный период помимо отраслевого Соглашения по органам прокуратуры Ставропольского края реализовывался План совместных мероприятий прокуратуры Ставропольского края и Ставропольской краевой организации Профсоюза.

В рамках реализации плановых мероприятий:

- установлен постоянный обмен информацией между прокуратурой Ставропольского края и краевой организации Профсоюза по вопросам социально-трудовых отношений;

- совместно с прокуратурами городов и муниципальных районов Ставропольского края на постоянной основе изучается опыт взаимодействия организаций Профсоюза с органами прокуратуры, органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудовых прав граждан с целью совершенствования совместной работы;

- проводится совместный анализ действующего законодательства в области социально-трудовых отношений, охраны труда и здоровья работников при возникновении проблемных вопросов.

Главный правовой и технический инспекторы труда Профсоюза по Ставропольскому краю, внештатные правовые и технические инспектора труда краевой организации Профсоюза, профорганизаторы крайкома Профсоюза активно участвуют в деятельности Выездной Приемной прокуратуры края.

В 2015 году, согласно утвержденному плану, правовыми инспекторами труда краевой организации Профсоюза и представителями Гострудинспекции было проведено 4 совместных комплексные проверки организаций.

 

В органы Государственной инспекции труда в 2015 году направлены материалы о 69 фактах несоблюдения требований трудового законодательства Российской Федерации (в 2014 г. – 90; в 2013 г. – 119), по итогам их рассмотрения к административной ответственности привлечены 12 человек (в 2014 г. – 14; в 2013 г. – 13).

 

***

В коллективном договоре, действующем в «Сибирском региональном центре судебной экспертизы» (г. Новосибирск), было указано, что «Положение об оплате труда» утверждается работодателем по согласованию с профсоюзным органом. Работодатель проигнорировал положение коллективного договора и провел процедуру утверждения «Положения об оплате труда» по правилам ст.372 Трудового кодекса РФ. Неоднократные консультации с работодателем по соблюдению положений коллективного договора положительного результат не дали. Комитетом Новосибирской областной организации Профсоюза выборному профсоюзному органу были даны рекомендации по обращению в Государственную инспекцию труда в Новосибирской области с целью привлечения руководителя к административной ответственности.

По результатам проверки государственным инспектором труда было выдано предписание руководителю об устранении нарушения трудового законодательства и возбуждено административное производство.

 

В 2015 году в 9101 случае членам Профсоюза и профсоюзным организациям была оказана различного рода правовая помощь (в 2014 г. – 8730; в 2013 г. – 8537), в т.ч. 144 – при оформлении документов в комиссии по трудовым спорам и 436 случаев оказания помощи членам Профсоюза при подготовке исковых заявлений в суды.

В отчетном году при участии правовых инспекторов труда Профсоюза, иных юристов и профсоюзных работников рассмотренного в судах 248 дел, исковые требования удовлетворены полностью или частично в 166 случаях, что составляет 67 % от общего числа рассмотренных исковых заявлений. На прежних рабочих местах восстановлено 19 человек.

Наиболее активно защищали права членов Профсоюза в судебных органах работники Смоленской областной (58 заявлений рассмотрено, исковые требования по 19 из них удовлетворены), Курганской областной (30 заявлений рассмотрено, исковые требования по 28 из них удовлетворены), Межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области (19 заявлений рассмотрено, исковые требования по 18 из них удовлетворены), Алтайской краевой (16 заявлений рассмотрено, исковые требования по 7 из них удовлетворены), Башкортостанской республиканской (15 исковых заявлений рассмотрено, исковые требования во всех случаях удовлетворены), Московской городской (8 заявлений рассмотрено, исковые требования по 5 удовлетворены) и Самарской областной (7 заявлений рассмотрено, исковые требования во всех случаях удовлетворены) организаций Профсоюза.

 

***

10 декабря 2015 года Новосергиевский районный суд Оренбургской области рассмотрел иск У. – юрисконсульта, члена профсоюза к ГБУ СО Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в Новосергиевском районе о признании приказов о применении дисциплинарных взысканий незаконными, восстановлении на работе, компенсации времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В обосновании исковых требований указано, что У., на основании трудового договора от 01.11.2013 года была принята на работу в соответствии с разработанной должностной инструкцией. Приказами от 18.092015 года № 185\1 и от 23.09.2015 года № 186\1 ей объявлены выговоры в связи с ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей, возложенным трудовым договором. 01 октября 2015 года ей был вручен приказ об увольнении по пункту 5 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Суд решил исковые требования У. удовлетворить: признал незаконными и отменил все вышеперечисленные приказы директора ГБУ СО Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в Новосергиевском районе, восстановил У. на работе в должности юрисконсульта со 02 октября 2015 года, взыскал с ГБУ СО Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в Новосергиевском районе в пользу Уткиной В.В. средний заработок за время вынужденного прогула со 02 октября 2015 года по 10 декабря 2015 года в размере 42 293 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей. 

 

***

В Ростовскую областную организацию Профсоюза обратились судебные приставы в связи с отказом ОАО «Страховой акционерной компании «ЭНЕРГОГАРАНТ» в выплате страхового возмещения по факту получения ими травм в период служебной командировки в результате ДТП. В официальном ответе ОАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» отказ мотивировала тем, что травмы, полученные в результате ДТП, не относятся к страховому случаю. Принятые областной организацией меры досудебного порядка, в частности претензия и переговоры, были оставлены без удовлетворения, ОАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» в очередной раз отказывала судебным приставам в выплате страхового возмещения. И только лишь после подачи иска в суд, Страховая компания произвела судебным приставам выплаты по страховому возмещению. Также, решением суда со страховой компании в пользу судебных приставов взыскана сумма штрафа за просрочку выплаты денежных средств и сумма процентов по учетной ставке ЦБ РФ на день уплаты штрафа за пользование чужими денежными средствами за каждый день просрочки. Права судебных приставов, получивших травмы в ДТП, были защищены, каждому из них выплачено страховое возмещение в среднем размере 270 тысяч рублей.

 

***

В Курганскую областную организацию обратился С., член Профсоюза, начальник караула пожарной части № 36 по охране Притобольного района Курганской области (структурное подразделение ГКУ «Противопожарная служба Курганской области») с жалобой на незаконные действия работодателя, выразившиеся в незаконном увольнении С.

Правовым инспектором труда в Курганской области было установлено, что С. был принят на должность начальника караула по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок. В связи с тем, что С. не сдал зачет на право самостоятельного выезда на пожары работодатель выдал С. уведомление о том, что он будет уволен по п. 3 ст. 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности, вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) и предложил С. перевод на должность пожарного. От перевода С. отказался и был уволен.

Правой инспектор счел действия работодателя в отношении С. незаконными и необоснованными, так как аттестация в отношении С. не проводилась, учитывая это, работодатель не вправе был расторгнуть трудовой договор по названному основанию.

Все факты нарушения трудового законодательства работодателем были изложены профсоюзным юристом в суде. Суд согласился с представленными доводами. С. был восстановлен на работе в должности начальника караула ПЧ-36 по охране Притобольного района ГКУ «ППС Курганской области». С работодателя взыскана компенсация за вынужденный прогул и моральный вред в общей сумме 54480руб.

 

***

При участии специалистов Смоленской областной организации Профсоюза в судебных органах было рассмотрено 17 дел на основании обращений работников Муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Смоленска» в части отмены 36-ти часовой рабочей недели и не предоставление дополнительного отпуска за вредные условия труда.

В результате Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда по всем 17 делам оставила без изменения Решение Промышленного районного суда г.Смоленска:

1. Признала незаконными и отменила карты аттестации специальной оценки условий труда спасателей аварийно-спасательного отряда.

2. Признала незаконными действия Муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Смоленска» в части отмены 36-ти часовой рабочей недели и не предоставление дополнительного отпуска за вредные условия труда.

3.Признала незаконными и отменила дополнительные соглашения к трудовым договорам работников, заключенных по результатам специальной оценки условий труда.

4. Обязала МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Смоленска» установить работникам с момента отмены 36-часовую рабочую неделю и признать за работниками право на дополнительный отпуск. Произвести перерасчет заработной платы, исходя из расчета 36-часовой рабочей недели, начиная с момента отмены такой рабочей недели.

По решениям суда работникам сделан перерасчет, выплаты произведены, общая сумма выплат составила 500 тыс. рублей.

 

Правовыми инспекторами труда и другими работниками организаций Профсоюза в 2015 году оказана правовая помощь в разработке 4594 коллективных договоров и соглашений (в 2014 г. – 4558), а также проведена правовая экспертиза 7238 (в 2014 г. – 6882) коллективных договоров, соглашений и иных нормативных актов.

Также в отчетном году выборными органами профсоюзных организаций рассмотрено 641 законопроект и проекты иных нормативных правовых актов различного уровня, по которым даны соответствующие заключения (в 2014 г. – 716 н.п.а.).

 

***

В целях эффективной организации работы по защите трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза комитет Тамбовской областной организации Профсоюза взаимодействует с отраслевыми управлениями, ведомствами, принимает активное участие в работе Региональной трехсторонней комиссии, отраслевых комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений.

Отраслевые соглашения содержат обязательство работодателей о взаимодействии с отраслевым профсоюзом при разработке правовых актов области по вопросам труда, гарантий и мер социальной поддержки работников, реализации принципов социального партнёрства, что дает возможность профсоюзным организациям более активно отстаивать интересы работников отрасли, способствовать принятию дополнительных мер социальной поддержки. Так, например, в отраслевых соглашениях по инициативе профсоюзной стороны закреплены критерии массовости при проведении мероприятий по сокращению штатов или численности работников, более предпочтительные, чем содержащиеся в генеральном и региональном соглашениях.

С целью совершенствования системы социального партнерства, повышения активности по заключению коллективных договоров правовым инспекторами труда обкома Профсоюза осуществлялась правовая экспертиза проектов коллективных договоров, вносились корректирующие поправки и предложения, оказывалась помощь в документальном обеспечении подготовки проектов коллективных договоров.

 

***

На основании многочисленных обращений муниципальных служащих Республики Татарстан по вопросу включения в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет периода военной службы по призыву в календарном исчислении в нарушение ФЗ «О статусе военнослужащих», республиканским комитетом Профсоюза совместно с Советом муниципальных образований Республики Татарстан было направлено обращение Президенту Республики Татарстан о рассмотрении вопроса внесения изменений в Кодекс Республики Татарстан о муниципальной службе. Результатом проведенной работы стало принятие Закона Республики Татарстан от 21 июля 2015 г. № 61-ЗРТ «О внесении изменений в статьи 16 и 28 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе», в соответствии с которым время нахождения муниципальных служащих на военной службе по призыву, исчисляется из расчета один день военной службы за два дня работы.

 

***

Защита социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза в течение 2015 года Якутской республиканской организацией Профсоюза также осуществлялась на основе совершенствования и развития взаимоотношений в рамках социального партнерства с работодателями, представителями нанимателей, органами государственной власти и местного самоуправления через систему отраслевых, региональных соглашений и коллективных договоров. Необходимо отметить, что приоритетным направлением работы Республиканского комитета по защите социально-трудовых прав членов Профсоюза является проведение предупредительных мер, направленных на предупреждение трудовых конфликтов и споров.

Учитывая, что часть учреждений ограничена в предоставлении дополнительных социальных гарантий и компенсаций из-за отсутствия финансирования, в тексты коллективных договоров по рекомендациям комитета республиканской организации включено множество льгот, не влекущих за собой дополнительных финансовых затрат, таких как:

- установление более коротких или длительных обеденных перерывов;

- уменьшение продолжительности работы (более 1 часа) накануне нерабочих праздничных и выходных дней;

- установление женщинам сокращенной 36 часовой рабочей недели;

- установление перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников;

- предоставление высвобождаемым работникам 4-х часов и более с сохранением заработной платы для самостоятельного поиска работы при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников и многие другие.

В рамках заключенных федеральных и региональных отраслевых соглашений, действующих коллективных договоров, согласно Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в течении 2015 года представители Рескома Профсоюза принимали активное участие в заседаниях конкурсных и аттестационных комиссий, комиссий по формированию резерва кадров, а также комиссий по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе.

 

При осуществлении правозащитной деятельности организациями Профсоюза любого уровня особое место занимает распространение правовых знаний: различные формы обучения профсоюзного актива, проведение семинаров, «круглых столов», подготовка информационно-методических материалов, публикации в средствах массовой информации по правовой тематике, создание Интернет-сайтов с обязательным включением разделов, содержащих информацию о правозащитной работе. Помимо этого, вопросы правозащитной деятельности регулярно рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов региональных организаций Профсоюза. Всего в 2015 году зафиксировано 1260 выступлений, а также газетных и интернет-публикаций (в 2014 г. – 1133).

 

***

Профсоюзные юристы Межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Профсоюза систематически анализируют и готовят новостные обзоры важнейших изменений в законодательстве, с последующим размещением информации на сайте Комитета, а также на странице группы ВКонтакте. В целях пропаганды правовых знаний Комитет Межрегиональной организации Профсоюза при необходимости готовит при поддержке профсоюзных журналистов и газеты «Солидарность» публикации в СМИ.

В большинстве первичных профорганизаций широко используются возможности Интернета и сети локальной радиотрансляции (при наличии) в учреждениях для освещения их деятельности.

Продолжает действовать договор о публикациях в газете «Волховские огни» в Волховском районе Ленинградской области в котором периодически размещается информация о правовых вопросах.

 

***

В 2015 году в г. Москве проводилось комплексное упорядочение функций, выполняемых как органами исполнительной власти города Москвы, так и федеральными органами, путем реорганизации учреждений и организаций, расположенных в г. Москве, что приводило к значительному высвобождению как государственных гражданских служащих, так и работников, в том числе членов Профсоюза. Так, 2015 году произошло сокращение штата и численности государственных гражданских служащих и работников органов исполнительной власти города Москвы на 30%.

В связи с этим большое количество членов Профсоюза и руководителей выборных профсоюзных органов обращались в отдел правовой работы и охраны труда горкома Профсоюза по поводу правового регламентирования процедур, связанных с высвобождением. Прогнозируя негативные для членов Профсоюза последствия высвобождения и в целях предотвращения нарушения законодательства, горкомом было запланировано обучение с акцентом на практику применения законодательства, связанного с увольнением по инициативе работодателя. Так, в мае и декабре 2015 года правовыми инспекторами горкома Профсоюза был проведены семинары на тему: «Практика расторжения трудового договора по инициативе работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа», «Порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа».

На семинаре подробно были изложены вопросы процедуры учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности и штата работников, недостаточной квалификацией работника, подтвержденной результатами аттестации, неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей. После проведения семинара был подготовлен информационный материал, содержащий примеры процедуры учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в связи с сокращением штата и численности работников, который рассылался в электронном виде.

В отдельных случаях при проведении сокращения штата и численности в учреждении правовые инспекторы горкома Профсоюза выезжали непосредственно в учреждение для проведения консультаций и недопущения нарушений норм трудового законодательства при проведении процедуры сокращения.

 

В 2015 году организациями Профсоюза было рассмотрено 13861 письменное обращение, 12476 из них признаны обоснованными и в этой связи приняты необходимые меры с целью оказания помощи заявителям. Таким образом, необходимые меры были приняты в 90 % случаев.

На личном приеме в профсоюзных организациях в 2015 году было принято 39491 член Профсоюза, при этом вопросы заявителей были признаны обоснованными и помощь получили 35074 человека, что составило 89 % от общего числа обратившихся.

 

***

Анализ обращений членов Профсоюза в комитет Тульской областной организации Профсоюза за консультациями по различным вопросам, связанным с их трудовой деятельностью, позволяет областному комитету оперативно реагировать на возникающие проблемы. К примеру, в сентябре 2015 года областной комитет в связи с многочисленными обращениями педагогических работников учреждений системы социального обслуживания инициировал проведение совместного с отраслевым министерством совещания руководителей и юрисконсультов по вопросам применения отдельных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска и рабочего времени педагогических работников. В результате, в настоящее время в связи с принятием постановления Правительства РФ от 14 мая 2015 года № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», учреждениями, осуществляющими социальное обслуживание и имеющими в штате педагогических работников, начата работа по получению статуса организации, осуществляющей обучение (оформляются лицензии на осуществление образовательной деятельности в качестве дополнительного вида деятельности) с целью сохранения гарантий педагогическим работникам.

 

***

В конце 2015 года в Брянскую областную организацию поступали устные обращения членов Профсоюза по поводу задержек выплаты заработной платы за декабрь работникам областных и муниципальных органов исполнительной и законодательной власти, учреждений социальной защиты населения. По всем обращениям проведены устные переговоры с руководителями этих учреждений, ответственными лицами департамента финансов Брянской области. Письменных обращений в прокуратуру области и государственную инспекцию труда не направлялось. Выборными профсоюзными органами был установлен строгий контроль за сроками задержек. Заработная плата работникам была выплачены в первые дни 2016 года.

 

***

Так, в комитет Воронежской областной организации Профсоюза обратилась работник администрации городского округа город Воронеж, член Профсоюза К. за разъяснениями по вопросу правильности проводимой в отношении нее процедуры сокращения занимаемой ею должности.

Правовой инспектор труда Профсоюза Хромова Е.А., изучив представленные документы, выяснила, что в период работы в администрации К. была получена травма при выполнении трудовых обязанностей.

Учитывая требования п. 2.32 Трехстороннего соглашения между правительством Воронежской области, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей на 2014 – 2016 годы, работники, получившие трудовое увечье или профессиональное заболевание в период работы у данного работодателя, не могут быть уволены по сокращению численности или штата до восстановления работоспособности или установления инвалидности.

На это обстоятельство обкомом Профсоюза было обращено внимание управления кадров администрации города.

В результате процедура сокращения штата была прекращена, в настоящее время К.  продолжает работать в прежней должности.

 

***

Одним из важнейших вопросов в 2015 году стало массовое сокращение государственных гражданских служащих Московской области и муниципальных служащих в городах и районах Московской области. Представители нанимателя проводили оптимизацию штатов, не информируя профсоюзные органы на местах. В комитет Московской областной организации Профсоюза стали поступать звонки и из первичных профорганизаций, и непосредственно от членов Профсоюза. Обком направил обращение на имя Губернатора Московской области с требованием разъяснения оргштатной политики и информирования профсоюзных органов на местах о проводимых оргштатных мероприятиях.

В результате представители нанимателя стали информировать профсоюзные органы о происходящих и предполагаемых сокращениях. Вместе с тем областной комитет совместно с первичной организацией облдумы и правительства Московской области добился того, что большинство сокращенных государственных служащих было трудоустроено на должностях, не связанных с гражданской службой.

Представители нанимателя и работодателя в основном соблюдали требования законодательства о государственной гражданской службе и трудового законодательства. В настоящий момент Областной комитет направил Трехстороннюю Московскую областную комиссию предложение о внесении в Трехстороннее областное Соглашение пункта о том, что при намечающемся сокращении штата на 10 и более процентов представитель нанимателя, работодатель обязан создавать специальную комиссию с включением в нее представителей профсоюзов.

 

Экономическая эффективность всех форм правозащитной работы, проводимой организациями Профсоюза в 2015 году составила 321,93 млн. руб. (в 2014 г. — 365,36 млн. руб.; в 2013 г. — 355,92 млн. руб.).

Наиболее полный учет экономической эффективности своей правозащитной работы показали комитеты Ростовской областной (70 млн. руб.), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (35,56 млн. руб.), Самарской областной (24,95 млн. руб.), Ставропольской краевой (21,1 млн. руб.), Алтайской краевой (21,1 млн. руб.), Северо-Осетинской республиканской (19,95 млн. руб.), Кемеровской областной (15,98 млн. руб.) и Астраханской областной (15,9 млн. руб.), организаций Профсоюза.

 

 

Приложение: Отчетные данные о правозащитной работе региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза за 2015 г.

 

 

20 апреля 2016 года                                                                     Юридический отдел ЦК Профсоюза