+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

Правозащитная работа

Приложение № 1

к постановлению Президиума Профсоюза

от 04.04.19 г. № 19-2-3

 

ИТОГИ ПРАВОЗАЩИТНОЙ РАБОТЫ

РЕГИОНАЛЬНЫХ (МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ)

ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗА за 2018 год

 

К установленному сроку (15 февраля 2019 года) отчеты поступили от 62 комитетов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, остальными комитетами отчеты были представлены позднее, 10 комитетов представили отчеты без пояснительных записок (Алтайская, Ингушская, Карачаево-Черкесская, Коми и Хакасская республиканские, Волгоградская, Вологодская, Еврейская, Калининградская, Орловская, Тверская областные организации Профсоюза).

 

В отчетном году следует отметить высокий уровень правозащитной работы, проводимой Воронежской, Курганской, Московской, Оренбургской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Смоленской областными; Алтайской, Краснодарской краевыми; Башкортостанской, Бурятской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской, Татарстанской республиканскими; Московской городской, а также Межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организациями Профсоюза.

Большинством региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза правозащитная работа осуществлялась в соответствии с требованиями Программы действий Профсоюза в 2015 — 2020 годах и во взаимодействии с выборными органами профсоюзных организаций различного уровня. Комитеты ответственно относятся к выполнению своих правозащитных функций, отстаивают интересы членов Профсоюза через совершенствование взаимодействия с работодателями (представителями нанимателей) в рамках социального партнерства, добиваясь установления гарантий, расширяющих трудовые и социальные права работников (служащих), активно действуют с целью профилактики нарушений трудового законодательства при разрешении конфликтных ситуаций, в том числе и в досудебном порядке.

Вместе с тем, на основании изучения в представленных отчетах практики работы профсоюзных органов можно сделать вывод о том, что вопросам правозащитной деятельности не всеми профорганизациями уделяется должное внимание. По-прежнему некоторыми из них не планируются и не проводятся проверки соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений. Не проводятся обучающие семинары и другие формы обучения с целью повышения правовой грамотности членов Профсоюза. Отсутствие штатных работников, отвечающих за правозащитную работу, не компенсируется привлечением для этих целей юристов из числа профактива.

 

Численность Правовой инспекции труда Профсоюза на начало 2019 года составила 42 человека (на начало 2018 года – 43 человека), общая численность внештатных правовых инспекций труда, создаваемых комитетами региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в соответствии с п.2.2.2 Программы действий по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза в 2015 — 2020 годах составила 813 человек (в 2018 году – 827 человек).

 

В целях реализации положений Программы действий по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза в 2015 — 2020 годах региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза правозащитная работа традиционно осуществляется по следующим основным направлениям:

- проведение проверок (комплексных и тематических) соблюдения работодателями (представителями нанимателей) норм трудового законодательства и законодательства, регулирующего прохождение государственной или муниципальной службы, в том числе совместно с Государственной инспекцией труда и прокуратурой;

- оказание правовой помощи профсоюзным организациям различного уровня при разработке коллективных договоров и соглашений, участие в договорном регулировании социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства;

- оказание правовой помощи членам Профсоюза при составлении исковых заявлений и других процессуальных документов в судебные органы, участие правовых инспекторов труда Профсоюза и иных профсоюзных работников в рассмотрении судами исковых заявлений;

- проведение экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов, а также соглашений и коллективных договоров;

- рассмотрение жалоб и других обращений членов Профсоюза;

- информационно-методическая работа, проведение обучающих семинаров.

 

В 2018 году правовыми инспекторами труда Профсоюза, специалистами аппаратов комитетов региональных (межрегиональных) организаций и работниками профорганизаций различного уровня было проведено 5450 проверок соблюдения работодателями (представителями нанимателя) норм и требований трудового законодательства, а также законодательства о прохождении государственной и муниципальной службы (в 2017 году было проведено 5447 проверок, в 2016 году 5736 проверок).

Наибольшее число проверок проведено Краснодарской (832), Московской областной (448), г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (431), Ростовской (410), Саратовской (391), Московской городской (379) и Оренбургской (219) региональными (межрегиональной) организациями Профсоюза.

При проведении проверок в 2018 году выявлено 5329 нарушений трудового законодательства, 5003 из которых были устранены, что составляет 94 % от общего числа выявленных нарушений (в 2017 году выявлено 5461 нарушение трудового законодательства, 5081 из которых было устранено, что составляет 93 % от общего числа выявленных нарушений в 2016 году выявлено 6014 нарушений трудового законодательства, 5656 из которых были устранены, что составило 94 % от общего числа выявленных нарушений).

 

***

Правовым инспектором труда Профсоюза по Республике Татарстан (в том числе совместно с внештатными правовыми инспекторами Профсоюза в муниципальных образованиях республики) осуществлено 27 проверок (социальный аудит) с выходом в организации и учреждения, с целью проверки соблюдения трудового законодательства, а также Устава Профсоюза. В том числе проведено 8 тематических проверок по учету мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и 3 тематические проверки по соблюдению требований трудового законодательства при заключении в организациях коллективных договоров и выполнению обязательств по ним.

В ходе проверок наиболее часто встречаются нарушения трудового законодательства касающиеся:

- заключения и изменения трудового договора (трудовые договоры содержат не все обязательные условия, установленные ТК РФ, при изменении существенных условий трудовых договоров не оформляются дополнительные соглашения к ним и др.);

- организации работы с персональными данными (отсутствует Положение о персональных данных, письменное согласие работников на обработку персональных данных, приказом руководителя, не назначен ответственный за работу с персональными данными и др.); 

- неправильного оформления личных карточек сотрудников по форме Т2;

- неправильного оформления выполнения работниками дополнительной работы;

- несвоевременного удержания и перечисления в полном объеме членских профсоюзных взносов на основании письменных заявлений работников, являющихся членами Профсоюза;

- принятия локальных нормативных актов (работники не ознакомлены с локальными нормативными актами под роспись, нарушается процедура согласования локальных нормативных актов с выборным профсоюзным органом и др.

Итоги тематических проверок по соблюдению трудового законодательства при заключении и выполнении в организациях коллективных договоров выявили следующие нарушения:

- несоблюдение срока по осуществлению уведомительной регистрации коллективного договора в органе по труду;

- отсутствие комиссий по ведению коллективных переговоров, заключению и подведению итогов выполнения коллективного;

- наличие положений, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и отраслевыми (территориально-отраслевыми соглашениями).

В целом, анализ проведенных проверок показал, что в организациях проблемы с ведением кадрового делопроизводства, связаны в основном с поручением работы по кадровому делопроизводству непрофильным специалистам, незнанием нормативных правовых актов по делопроизводству, отсутствием системного подхода к обучению работников, осуществляющих функции по кадровому делопроизводству.

 

Наибольшее число нарушений в ходе проведенных проверок выявили и устранили Самарская областная (720 нарушений, 658 из них устранено, что составило 91 % от общего числа нарушений), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (483 нарушения, 471 устранено, что составило 97 % от общего числа нарушений), Воронежская областная (459 нарушений, 432 устранено, что составило 94 % от общего числа нарушений), Татарстанская республиканская (321 нарушение, все нарушения устранены), Курганская областная (311 нарушений, 291 устранено, что составило 94 % от общего числа нарушений), Ростовская областная (285 нарушений, 230 устранено, что составило 81 % от общего числа нарушений), Московская областная (268 нарушений, 264 устранено, что составило 98 % от общего числа нарушений) и Башкортостанская республиканская (216 нарушений, 188 устранено, что составило 87 % от общего числа нарушений) организации Профсоюза.

 

*** 

В соответствии с планом работы комитета Московской городской организации Профсоюз отделом правовой работы и охраны труда совместно с председателями первичных профорганизаций архивных учреждений было проведено изучение вопроса: «Практика работы профкомов архивных учреждений по контролю за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда». Данная работа проводилось в 9 государственных архивах федерального подчинения, 2 государственных архивах города Москвы, в Федеральном архивном агентстве (Росархив), в ФГУ «Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела» (ВНИИДАД), в ФБУ «Объединение по эксплуатации и техническому обслуживанию Федеральных архивов», в Главном архивном управлении города Москвы (Главархив), в ГКУ города Москвы «Объединенная дирекция по обеспечению деятельности архивных учреждений города Москвы».

Также отделом правовой работы и охраны труда совместно с председателями первичных профорганизаций: АО «Выставка достижений народного хозяйства», НИИ — филиал АО «Гознак», Московская печатная фабрика — филиал АО «Гознак», Московская типография — филиала АО «Гознак», Банк ВТБ (публичное акционерное общество), ПАО «Гостиничный комплекс «Космос» было проведено изучение вопроса: «Практика работы профкомов акционерных обществ по контролю за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда».

Отделом правовой работы и охраны труда комитета Московской городской организации Профсоюз совместно с председателями первичных профорганизаций изучен вопрос «Практика работы профсоюзных организаций МВД России» в первичных профорганизациях:

-         Министерства внутренних дел Российской Федерации;

-         Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве;

-         ФКУЗ «Центральная поликлиника № 1 МВД России»;

-         ФКУЗ «Центральная клиническая больница МВД России» (председатель — Багнюк Ольга Алексеевна);

-         Московский Университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя;

-         ФКУЗ «Центральная поликлиника № 2 МВД России»;

-         Академия управления МВД России;

-         ФКУЗ «Главный клинический госпиталь МВД России;

-         ФКУЗ «Центральная аптека № 1 МВД России»;

-         ППО ФКУЗ «Центральная детская поликлиника МВД России»;

-         ФКУЗ «Центральная стоматологическая поликлиника МВД России»;

-         ФКУЗ «Центральная аптека № 2 МВД России».

Работа данных профорганизаций была рассмотрена на заседании президиума МГО Профсоюза 17ноября 2018 г.

В процессе ознакомления и изучения указанных вопросов, регламентирующих трудовые права работников, правовыми инспекторами труда отдела правовой работы и охраны труда горкома были даны рекомендации по устранению выявленных нарушений норм трудового права, как руководителям, так и специалистам отделов кадров.

***

Смоленской областной организацией Профсоюза в 2018 году было проведено 22 проверки работодателей по соблюдению требований трудового законодательства, из них 8 — комплексных.

Были проверены в том числе следующие учреждения:

- МКТХ Учреждения Администрации города Смоленска. В результате проверки выявлены нарушения в коллективном договоре, при составлении графиков отпусков не учитывалось мнение профсоюзного комитета (ст.123 ТК РФ). Выявленные нарушения изложены в справке, которая направлена работодателю. Получен ответ от работодателя, нарушения устранены, внесены изменения в коллективный договор.

- СОГБУ «Духовщинский КЦСОН». В результате проверки выявлены нарушения в коллективном договоре (не прописан конкретный срок действия коллективного договора), не всем работникам выдавались расчетные листки в день заработной платы (ст.136 ТК РФ), не всем работникам выплачивались отпускные за три дня до его начала (ст.136 ТК РФ). На данный момент все нарушения устранены.

В ходе проверок осуществлялись консультации членов Профсоюза по правовым вопросам.

Кроме того, в 2018 году было проведено 8 совместных проверок областной организацией Профсоюза с Государственной инспекцией труда в Смоленской области.

Так, проведена выездная проверка в СОГБУ «Монастырщинский комплексный центр социального обслуживания населения». В ходе проверки выявлены следующие нарушения:

- в нарушение ст. 66 ТК РФ работодатель за период работы с 03.07.2017 по 27.08.2017 работника на должности сторожа не вел на него трудовую книжку;

- в нарушение ст.123 ТК РФ о времени начала отпуска работники не извещаются под роспись;

- в нарушение ч.9 ст.136 ТК РФ оплата отпуска работникам была произведена позднее, чем за три дня до его начала;

- в нарушение ст.212 ТК РФ работники не ознакомлены с картами специальной оценки условий труда.

В настоящее время все нарушения устранены.

 

Из общего числа проверок соблюдения требований трудового законодательства в 2018 году совместно с органами Государственной инспекции труда проведены 125 проверок (в 2017 г. – 180, в 2016 г. – 198), а с органами прокуратуры 43 проверки (в 2017 г. – 37, в 2016 г. – 25).

 

*** 

В отчетном периоде председателем Архангельской областной организации Профсоюза совместно с правовыми инспекторами труда Федерации профсоюзов Архангельской области (по заявке Обкома в соответствии с планом работы) и с внештатным правовым инспектором труда (председателем Мезенской районной профсоюзной организации), а также совместно с представителями прокуратуры проведены проверки по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в следующих учреждениях: ГКУ АО «ОГПС № 2», Архангельское областное управление инкассации (РОСИНКАС), ГБСУ СОН АО «Северодвинский КСЦО Забота», ГБСУ СОН АО «Северодвинский ДИПИ», ФКУЗ «МСЧ МВД России АО Архангельской области», ГБСУ СОН АО «Маймаксанский ПНИ», ГБУЗ АО «МЦРБ», РАЙПО «Мезенский».

Выявлено 65 нарушений. Основные нарушения Трудового кодекса Российской Федерации допускаются в вопросах приема на работу, заключения трудовых договоров и соглашений к ним, оплаты труда работников, составления и соблюдения графиков сменной работы, оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, оплаты сверхурочных работ, предоставления и оплаты отпусков, оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно, перевода, увольнения с работы и др.

Результаты проверок доведены до руководителей организаций, им направлены акты и представления об устранении выявленных нарушений действующего законодательства, большинство из них исполнено.

 

*** 

В адрес Хабаровского краевого комитета обратился начальник поисково-спасательного отряда МКУ «Центр проведения спасательных работ и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях» г. Хабаровска с заявлением о том, что в его должностную инструкцию без обоснования были внесены дополнительные обязанности.

В рамках подписанного соглашения о взаимодействии с Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае председатель краевой организации Профсоюза и государственный инспектор труда с выходом в учреждение провели проверку, по результатам которой новые спорные пункты, с которым не был согласен член Профсоюза, были исключен из должностной инструкции.

 

В органы Государственной инспекции труда в 2018 году направлены материалы о 61 факте несоблюдения требований трудового законодательства (в 2017 г. – 63; в 2015 г. – 73), по итогам их рассмотрения к административной ответственности привлечены 9 человек.

В 2018 году восстановлены на работе по требованию профсоюзной правовой инспекции труда 10 работников (в 2017 г. – 11; в 2016 г. – 21). В органы прокуратуры для устранения выявленных нарушений трудового законодательства направлено 44 обращения (в 2017 г. – 54; в 2016 г. – 38). В 20 случаях по этим обращениям были приняты меры прокурорского реагирования. По требованию прокуратуры и при участии профсоюзной правовой инспекции труда в 2017 году привлечено к административной ответственности 5 должностных лиц.

 

*** 

В результате проверки соблюдения трудового законодательства, проведенной Курганской областной организацией Профсоюза совместно с Государственной инспекцией труда в Курганской области в филиале АО «Курорты Зауралья», санаторий «Лесники», выявлены нарушения части 5 ст. 377 ТК РФ. Работодатель ежемесячно бесплатно не перечислял на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы, удержанные из заработной платы работников по их письменным заявлениям, а также регулярно задерживал перечисление указанных средств в среднем на 3 месяца.

За допущенные нарушения Государственной инспекцией труда в Курганской области, в соответствии со ст.5.27 КоАП РФ, должностное лицо было привлечено к административной ответственности.

 

В 2018 году зафиксировано 5051 случай оказания различного рода правовой помощи членам Профсоюза и профсоюзным организациям, в т.ч. 59 случаев – при оформлении документов в комиссии по трудовым спорам и 501 – при подготовке процессуальных документов и исковых заявлений в судебные органы.

В отчетном году при участии правовых инспекторов труда Профсоюза, иных юристов и профсоюзных работников рассмотренного в судах 282 дела, исковые требования удовлетворены полностью или частично в 236 случаях, что составляет       84 % от общего числа рассмотренных исковых заявлений. На прежних рабочих местах восстановлено 15 человек.

Наиболее активно защищали права членов Профсоюза в судебных органах работники Смоленской областной (95 заявлений рассмотрено, исковые требования по 95 из них удовлетворены), Курганской областной (25 заявлений рассмотрено, исковые требования по 25 из них удовлетворены), Алтайской краевой (23 заявления рассмотрено, исковые требования по 17 из них удовлетворены), Башкортостанской республиканской (21 заявление рассмотрено, исковые требования по 4 из них удовлетворены), Татарстанской республиканской (13 заявлений рассмотрено, исковые требования по 10 из них удовлетворены) и Камчатской краевой (9 заявлений рассмотрено, исковые требования по 7 из них удовлетворены) организаций Профсоюза.

 

*** 

В 2018 г. при участии правового инспектора труда Профсоюза по Воронежской области создан судебный прецедент включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости за осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей, периодов работы в качестве воспитателя в казенном учреждении Воронежской области «Областной центр социальной помощи семье и детям «Буревестник».

Данное учреждение не поименовано в соответствующих Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Вместе с тем, на территории городского округа город Воронеж до настоящего времени таких учреждений, как социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей (работа в которых включается в специальный стаж для назначения досрочной пенсии), нет, а функции, аналогичные функциям указанных учреждений, выполняет Областной центр социальной помощи семье и детям «Буревестник».

Расширение функций учреждения в части оказания помощи не только детям, но и женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации, не должно влечь за собой ограничения пенсионных прав работников.

Согласно штатному расписанию учреждения, должность воспитателя предусмотрена только для обеспечения деятельности в отношении несовершеннолетних детей. Для оказания помощи женщинам в структуре учреждения создано «отделение социальной помощи женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации», в нем предусмотрен свой персонал, среди которого должности воспитателя нет.

Данную позицию областной организации Профсоюза поддержал привлеченный по ее ходатайству к участию в деле в качестве специалиста представитель департамента труда и занятости населения Воронежской области.

В отчетном периоде с участием правового инспектора труда Профсоюза состоялись судебные заседания по искам двух работников данного учреждения, их исковые требования удовлетворены в полном объеме, досрочная страховая пенсия по старости назначена с момента обращения за ней в УПФ РФ.

В настоящее время в производстве суда находятся еще два аналогичных дела.

 

*** 

В комитет Межрегиональной г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Профсоюза обратилась председатель первичной профсоюзной организации СПб ГБСУСО «Дом — интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №3» Б. для оказания правовой помощи.

За два месяца Б. была дважды привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания и выговора.

Главным правовым инспектором труда по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в ходе изучения обстоятельств на основе представленных документов и пояснений Б. были сделаны выводы о многочисленных нарушениях законности при привлечении председателя профорганизации к дисциплинарной ответственности.

Так, Б., занимая должность кладовщика, обвинялась работодателем в отказе выдать со склада товарно-материальные ценности. Однако в этот день в учреждении проводилась проверка наличия товарно-материальных ценностей, в связи с чем, склады были опечатаны, ключи у кладовщика изъяты. Отсутствовали письменные распоряжения от непосредственного руководителя — завхоза о необходимости немедленной выдачи товара со склада. Таким образом, исходя из фактических обстоятельств, вина работника в неисполнении должностных обязанностей отсутствовала.

Изданный спустя месяц приказ об объявлении выговора вообще не содержал указаний на то, в чем именно выразилось ненадлежащее исполнение работником должностных обязанностей, какой конкретно проступок ею совершен, какие локальные нормативные акты нарушены. Отсутствовала дата совершения работником проступка. С документами, указанными в качестве основания привлечения к дисциплинарной ответственности, она ознакомлена не была.

Доводы о незаконности привлечения председателя первичной профорганизации к дисциплинарной ответственности были изложены в исковых заявлениях, составленных главным правовым инспектором труда по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, и поддержаны им в суде.

Судом исковые требования удовлетворены. Принято решение о незаконности дисциплинарных взысканий, наложенных работодателем на председателя первичной профорганизации. В пользу работника взыскана компенсация морального вреда.

Уже после подачи в суд исковых заявлений об обжаловании дисциплинарных взысканий, Б. была уволена по пункту 5 части первой статьи 81 ТК РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей).

При этом работодателем была нарушена процедура предусмотренного законом учета мотивированного мнения вышестоящего выборного профсоюзного органа при увольнении руководителя первичной профсоюзной организации. Эти, а также иные нарушения закона, допущенные работодателем при увольнении Б., легли в основу новых исковых требований, также удовлетворенных судом.

Согласно решению суда, работник восстановлен в той же должности, в её пользу взыскана компенсация среднего заработка за время вынужденного прогула, составившего более 4 месяцев, а также компенсация морального вреда.

 

*** 

В Курганскую областную организацию обратилась член Профсоюза О., гражданская служащая ИФНС России по г. Кургану, с просьбой оказать правовую помощь в составлении искового заявления и последующем представительстве интересов в суде, в связи с незаконным привлечением к дисциплинарной ответственности в виде замечания и увольнением.

Юристом комитета областной организации Профсоюза было установлено, что О. была привлечена к дисциплинарной ответственности за неисполнение работы не обусловленной ни ее служебным контрактом, ни ее должностной инструкцией, кроме того пропущен срок привлечения к дисциплинарной ответственности более чем на 2 месяца.

Кроме того, установлено, что с О. был расторгнут служебный контракт, в связи с сокращением должностей гражданской службы, но на момент ее увольнения, ей не были предложены все имеющиеся вакантные должности, подходящие по квалификации, а также не было учтено ее преимущественное право оставления на работе.

Все факты нарушения законодательства представителем нанимателя были изложены профсоюзным юристом в суде. Суд согласился с представленными доводами, требования истца о признании незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности и восстановлении на работе счел обоснованными, подлежащими удовлетворению. С ответчика в пользу истца взыскан средний заработок за время вынужденного прогула и компенсация морального вреда в размере 54970руб.

 

*** 

В 2018 году правовым инспектором труда Профсоюза по Республике Саха (Якутия) было составлено и направленно в суд 3 исковых заявления:

- по иску о восстановлении А. на должности государственной гражданской службы в Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) исковые требования удовлетворены в полном объеме. А. была восстановлена в занимаемой должности с выплатой компенсации морального вреда.

- по иску об изменении записи в трудовой книжке заместителя Управления по государственному регулированию алкогольного рынка о причинах увольнения и выплате четырёхмесячного денежного содержания в связи с упразднением органа государственной власти. До вынесения решения судом ответчик в лице Правительства Республики Саха (Якутия) признало исковые требования и самостоятельно исполнило указанное требование правового инспектора.

- по иску о возмещения затрат Ш., связанных с компенсацией оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно исковые требования удовлетворены в полном объеме.

 

*** 

Смоленской областной организацией Профсоюза еще в 2016 году 92 работникам ФКУЗ «Санатория «Борок» МВД России» была оказана помощь в оформлении исковых заявлений и предоставлено юридическое сопровождение в суде в связи с оспариванием результатов специальной оценки условий, отменившей установленные им ранее льгот и компенсаций.

Указанные судебные иски, рассмотрение которых было начато в 2016 году, рассматривались в течение всего 2017 года, а также их рассмотрение продолжилось в 2018 году в связи с проведением повторной экспертизы СОУТ. Назначенная ранее экспертиза также признала результаты СОУТ незаконными, однако были выявлены нарушения в процедуре ее проведения, в связи с чем суд поручил проведение повторной экспертизы другому эксперту. В августе 2018 года суд вынес решение в пользу работников, отменил результаты ранее проведенной специальной оценки условий труда. Работникам были восстановлены и сохранены льготы и компенсации.

 

Правовыми инспекторами труда и другими работниками организаций Профсоюза в 2018 году оказана правовая помощь в разработке 4406 коллективных договоров и соглашений (в 2017 г. – 4638), а также проведена правовая экспертиза 7077 (в 2017 г. – 7205) коллективных договоров, соглашений и иных нормативных актов.

 

*** 

В отчетном периоде Башкортостанской республиканской организацией Профсоюза была проведена экспертиза 149 коллективных договоров, в организациях и учреждениях подведены итоги выполнения условий 636 коллективных договоров. 

Условия коллективных договоров соответствуют действующему законодательству. В них предусматриваются дополнительные социальные гарантии, такие как, дополнительные отпуска при рождении детей, регистрации брака, сопровождения детей младшего школьного возраста в школу, в связи с переездом на новое место жительства, призывом в армию и т.д., условия о поведении диспансеризации за счет средств работодателя, о предоставлении свободного от работы времени с сохранением заработной платы для поиска нового места работы при проведении процедуры сокращения и др. условия. Во всех коллективных договорах помимо разделов с общими положениями, разделов, касающихся порядка заключения трудовых договоров, обеспечения занятости и гарантий при высвобождении, разделов оплаты и охраны труда, рабочего времени также содержаться разделы о взаимодействия сторон коллективного договора, мерах социальной поддержки, гарантии деятельности ППО и его выборного органа, молодежные разделы. Согласно условиям коллективных договоров, в них прописываются условия о создании различных комиссий на паритетной основе руководителем организации совместно с первичной профсоюзной организацией.

Во всех коллективных договорах, представленных на проверку, детально прописываются условия по высвобождению работников и сотрудников, служащих. Это и уведомление профсоюзной организации о предстоящем сокращении, о предоставлении работнику свободного от работы времени для поиска нового места работы с сохранением заработной платы, прописываются категории работников, имеющие преимущественное по сравнению с трудовым законодательством право на оставление на работе: работники, проработавшие продолжительный период в данном учреждении, организации, одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, работники, награжденные государственными наградами в связи с трудовой деятельностью и другие категории работников.

 

*** 

В 2018 году Объединенная профсоюзная организация ГУ МВД по Ростовской области и объединяемые ею первичные профсоюзные организации участвовали в проведении экспертизы локальных документов организаций, являлись инициаторами разработки локальных документов (проектов трудовых договоров, расчётных листков по заработной плате, образцов заявлений на работу по совместительству, совмещению профессий и исполнению обязанностей временно отсутствующего работника).

Совместно с ЦФО ГУ МВД разработаны рекомендации определения размеров доплат работникам за выполнение дополнительного объёма работы, исполнение обязанностей временно отсутствующих работников и совмещение должностей.

В 2018 году была продолжена работа по внесению дополнений в нормативные локальные документы по реорганизации в ГУ МВД России по Ростовской области. Было инициировано принятие поправок в проекты нового штатного расписания. 

Отделу пенсионного обеспечения ГУ МВД предложено ввести в штатное расписание вместо 20 должностей соцработников, должности документоведов. Принятые меры позволили исключить увольнение работников по сокращению штата. Эффективность этой работы превысила 2 миллиона рублей.

 

Также в отчетном году выборными органами профсоюзных организаций рассмотрено 728 законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов различного уровня, по которым даны соответствующие заключения (в 2017 г. – 767 н.п.а.).

 

***

Комитетом Межрегиональной г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Профсоюза во взаимодействии с Комитетом правопорядка и безопасности Ленинградской области предпринимались меры, направленные на установление дополнительной ежемесячной выплаты спасателям аварийно-спасательной службы и аварийно-спасательных формирований Ленинградской области, достигших общеустановленного пенсионного возраста.

Главным правовым инспектором труда по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области принято участие в заседании постоянной комиссии по законности и правопорядку Законодательного собрания Ленинградской области при рассмотрении проекта закона «Об аварийно-спасательной службе Ленинградской области и статусе спасателя Ленинградской области». В адрес председателя Законодательного собрания Ленинградской области было направлено письмо в поддержку указанного законопроекта.

В феврале 2018 года губернатором Ленинградской области А.Ю. Дрозденко был подписан областной закон, установивший дополнительные гарантии правовой и социальной защиты спасателей Ленинградской области.

Этим законом установлена ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума в Ленинградской области на душу населения мужчинам, достигшим возраста 55 лет, и женщинам, достигшим возраста 50 лет, непрерывно проработавшим не менее 15 лет спасателями в аварийно-спасательных формированиях Ленинградской области и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В дальнейшем, Губернатору Ленинградской области Дрозденко А.Ю. комитетом Межрегиональной организации Профсоюза также было направлено обращение с просьбой ускорить принятие постановления Правительства Ленинградской области о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты.

 

*** 

Комитетом Кабардино-Балкарской республиканской организации Профсоюза рассмотрено 32 законопроекта и других нормативных акта различного уровня, по которым даны соответствующие заключения.

При рассмотрении следующих законопроектов, затрагивающих интересы членов Профсоюза в заседаниях Парламента КБР принимал участие правовой инспектор труда А.С.Мирзоев:

•         О внесении изменений в статью 8.5 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях (в части расширения перечня должностных лиц контрольно-счетных органов муниципальных образований, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях);

•         О внесении изменений в Закон Кабардино-Балкарской Республики «О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы» (в части совершенствования правового регулирования обеспечения гарантий трудовой деятельности отдельных категорий граждан;

•         О проведении реабилитационных и абилитационных мероприятий в отношении получателей социальных услуг из числа инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

•         О внесении изменений в Закон Кабардино-Балкарской Республики «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства»;

•         Оказание методической и практической помощи органам местного самоуправления по совершенствованию их деятельности и повышению эффективности в работе;

•         О внесении изменений в Закон Кабардино-Балкарской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 года»;

•         О внесении изменений в Закон Кабардино-Балкарской Республики «Об оплате труда работников республиканских государственных учреждений»;

•         О внесении изменений в статьи 13 и 17 Закона Кабардино-Балкарской Республики № 50-РЗ «О социальном партнерстве в сфере труда в Кабардино-Балкарской Республике».

 

При осуществлении правозащитной деятельности организациями Профсоюза любого уровня особое место занимает распространение правовых знаний: различные формы обучения профсоюзного актива, проведение семинаров, «круглых столов», подготовка информационно-методических материалов, публикации в средствах массовой информации по правовой тематике, создание Интернет-сайтов с обязательным включением разделов, содержащих информацию о правозащитной работе. Помимо этого, вопросы правозащитной деятельности регулярно рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов региональных организаций Профсоюза. Всего в 2018 году зафиксировано 1372 выступления, а также публикаций в СМИ и Интернет-изданиях (в 2017 г. – 1744).

 

*** 

Проводилось обучение профсоюзного актива на семинарах Краснодарской краевой организации Профсоюза, объединяемых ею территориальных организаций Профсоюза и в различных образовательных учреждениях. Всего обучено 1034 человека.

На базе Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования «Северо-Кавказский региональный учебный центр» в 2018 году прошли обучение 216 членов Профсоюза по проблемам правового регулированию трудовых отношений, осуществления защиты персональных данных в сфере труда и основам профсоюзного движения.

Вопросы правозащитной работы Брюховецкой РТО ПРГУ РФ с профактивом Молодежного совета были рассмотрены на обучающих семинарах «О совместной работе профсоюзного комитета и молодежного совета по соблюдению гарантий коллективного договора», а также с председателями первичных профсоюзных организаций и руководителями «О выполнении Программы действий Профсоюза РГУ РФ по защите социально — трудовых прав и гарантий членов Профсоюза РГУ РФ.

На 4 проведенных семинарах Гулькевичской РТО ПРГУ РФ были рассмотрены вопросы: Правовые основы деятельности первичных профсоюзных организаций; Структура профсоюзных органов; Организация деятельности первичных профсоюзных организаций; Защита прав и интересов членов Профсоюза, Правозащитная работа; О внесении изменений в отдельные законодательные акты; Об изменении пенсионного законодательства и др. На семинары приглашались специалисты отдела труда Гулькевичского центра занятости, управления Пенсионного Фонда в Гулькевичском районе. На семинарах проводились «круглые столы» по знанию Устава, предоставлению дополнительных льгот членам Профсоюза и их детям школьного возраста, предусмотренным Программами Гулькевичской РТО ПРГУ РФ и Краснодарской краевой организацией Профсоюза.

 

*** 

Территориальными профсоюзными организациями, объединяемыми Московской областной организацией Профсоюза, постоянно проводятся семинары по вопросам трудового законодательства.

В 2018 году Люберецкой, Серпуховской районной, Сергиево-Посадской, Егорьевской, Ленинской территориальными организациями Профсоюза проведены семинары на темы: «Порядок увольнения работников по сокращению численности или штата: Мотивированное мнение первичной организации профсоюза», «Соблюдение прав членов Профсоюза при проведении реорганизации», «Соблюдение прав муниципальных служащих в соответствии с Трудовым законодательством Российской Федерации и Законом о муниципальной службе», «Изменение и расторжение трудового договора», «Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства и законодательства о профсоюзах», «Осуществление профсоюзами контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства».

Наряду с проведением плановых проверок, главный правовой инспектор труда обкома Профсоюза в 2018 году провел обучение по теме: «Актуальные вопросы трудового законодательства» для профактива Балашихинской, Королевской, Электростальской, Пушкинской, Щелковской территориальных организаций.

В рамках постояннодействующего семинара обкома Профсоюза в октябре месяце проведено обучение профсоюзного актива по теме: «Государственная гражданская и муниципальная служба, их отличие. Особенности регулирования труда муниципальных служащих».

 

В 2018 году организациями Профсоюза было рассмотрено 12886 письменных обращений, 11905 из них признаны обоснованными и в этой связи приняты необходимые меры с целью оказания помощи заявителям. Таким образом, необходимые меры были приняты в 92 % случаев.

На личном приеме в профсоюзных организациях в 2018 году было принято 33674 члена Профсоюза, при этом вопросы заявителей были признаны обоснованными и помощь получили 28826 человек, что составило 86 % от общего числа обратившихся.

 

*** 

В адрес комитета Ставропольской краевой организации Профсоюза поступило письменное обращение члена Профсоюза – работницы специального дома — интерната для престарелых и инвалидов с просьбой рассмотреть обоснованность двукратного привлечения ее к дисциплинарной ответственности в течение одного месяца и невыплаты стимулирующей выплаты (премии) за май 2018 года.

Данное обращение было рассмотрено с выездами на место. По результатам изучения документов и материалов, получения разъяснений соответствующих должностных лиц были выявлены следующие факты.

При подготовке и издании распоряжения о привлечении заявительницы к дисциплинарной ответственности в виде замечания работодателем не были учтены положения нормы ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации, которой установлены общие правила выбора наказания: «при наложении дисциплинарного взыскания работодателем должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен». Кроме того, из имеющихся фактических обстоятельств не представляется возможным сделать однозначный вывод о виновном характере действий работника.

В распоряжении о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора работодателем не были указаны конкретные локальные нормативные акты, положения которых были нарушены работником. Руководством учреждения не были представлены соответствующие инструкции, нарушение которых вменялось работнику в вину.

По представлению правового инспектора краевой организации Профсоюза распоряжения директора учреждения о наложении дисциплинарных взысканий были отменены.

 

*** 

Работники ГУ ФСИН по Свердловской области обратились в комитет Свердловской областной организации Профсоюза с коллективной жалобой на низкий уровень заработной платы и несвоевременность ее выплаты. Жалоба была направлена в ЦК Профсоюза и Федеральную службу исполнения наказания для решения вопроса о регулярности перечисления федеральных денежных средств на выплату заработной платы. После ряда консультаций с руководителем учреждения вопрос был решен положительно: уровень заработной платы работников значительно повысился, установлены соответствующие доплаты и премии, выплата заработной платы стала производиться своевременно.

В последующем работники ГУФСИН обратились в первичную профсоюзную организацию об отсутствии возможности получать своевременную медицинскую помощь ввиду отдаления Учреждений исполнения наказаний от медицинских учреждений. Руководством управления жалоба рассмотрена и теперь на территории Учреждений функционируют здравпункты, в штат учреждений введены должности медицинских работников.

 

*** 

На основании обращений работников председатель Брянской областной организации Профсоюза в мае 2018 года обратилась к директору филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Брянской области с просьбой ходатайствовать с экономическим обоснованием перед руководством головного предприятия об увеличении выделяемых средств на заработную плату работников Брянского филиала. В результате руководством ФГУП «Охрана» Росгвардии принято решение об увеличении с 01.06.2018 года должностных окладов на 14% заработной платы работникам Брянского филиала.

 

*** 

Комитетом Приморской краевой организации Профсоюза рассмотрены представленные первичной профсоюзной организацией ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю документы о даче правовой оценки действий руководства в части наложения дисциплинарных взысканий на членов Профсоюза.

На имя руководителя ГУФСИН России по Приморскому краю было направлено письмо с рекомендацией о досрочном снятии дисциплинарных взысканий, наложенных на сотрудников ФКУ ИК-33, во избежание конфликтных ситуаций, т.к. был нарушен п.4 статьи 59 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ  о государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которым проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Представитель выборного профсоюзного органа участие в проверках не принимал, т.к. его даже не уведомили об этом.

Вопрос решён положительно.

 

*** 

На протяжении последних лет большое число обращений, поступающих в адрес комитета Воронежской областной организации Профсоюза, связано с проблемой низкой заработной платы работников, не предусмотренных «майскими» Указами Президента – инспекторов, специалистов по социальной работе, административного и обслуживающего персонала, в т.ч. стационарных учреждений системы социального обслуживания.

Результатом проводимой комитетом областной организации Профсоюза работы, многочисленных обращений, в т.ч. в адрес Губернатора Воронежской области по вопросам повышения оплаты труда вышеназванных работников, стало решение правительства Воронежской области о доведении по итогам второго полугодия 2018 г. средней заработной платы инспекторов в управлениях социальной защиты области, специалистов по социальной работе, психологов в управлениях социальной защиты области, домах — интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, педагогических работников, оказывающих услуги лицам старше 18 лет в бюджетном учреждении Воронежской области «Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста» до уровня 80% среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Воронежской области (27147 руб.). Таким образом, среднемесячная заработная плата по данным категориям работников во 2-м полугодии 2018 г. составила 21718 руб., на повышение оплаты их труда только за указанный период было выделено более 30 млн. рублей.

 

Экономическая эффективность всех форм правозащитной работы, проводимой организациями Профсоюза в 2018 году составила 414,73 млн. руб. (в 2017 г. — 351,6 млн. руб.; в 2016 г. — 361,15 млн. руб.).

Наиболее полный учет экономической эффективности своей правозащитной работы показали комитеты Ростовской областной (64 млн. руб.), Кабардино-Балкарской республиканской (58,108 млн. руб.), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (45,45 млн. руб.), Алтайской краевой (40,2 млн. руб.), Воронежской областной (35,118 млн. руб.), Оренбургской областной (27,67 млн. руб.) и Татарстанской республиканской (23,073 млн. руб.) организаций Профсоюза.

 

 

04 апреля 2019 года                                                 Юридический отдел ЦК Профсоюза