+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

Правозащитная работа

Приложение № 1

к постановлению Президиума Профсоюза

от 21.03.18 г. № 12-1-3

 

ИТОГИ ПРАВОЗАЩИТНОЙ РАБОТЫ

РЕГИОНАЛЬНЫХ (МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ)

ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗА за 2017 год

 

На 01 марта 2018 года отчеты поступили от 77 комитетов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, комитеты Ингушской республиканской, а также Ставропольской краевой и Липецкой областной организаций отчеты по правозащитной работе не представили, 10 комитетов представили отчеты без пояснительных записок (Карачаево-Черкесская, Коми и Хакасская республиканские, Приморская краевая, Архангельская, Волгоградская, Еврейская, Калининградская, Орловская областные, Севастопольская городская организации Профсоюза).

 

В отчетном году следует отметить высокий уровень правозащитной работы, проводимой Воронежской, Кемеровской, Курганской, Московской, Оренбургской, Ростовской, Самарской, Саратовской областными; Алтайской, Краснодарской, Хабаровской краевыми; Башкортостанской, Бурятской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской, Татарстанской республиканскими; Московской городской, а также Межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организациями Профсоюза.

В целом можно отметить, что и другими региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза правозащитная работа осуществлялась в строгом соответствии с требованиями Программы действий Профсоюза в 2015 — 2020 годах и во взаимодействии с выборными органами профсоюзных организаций различного уровня. Большинство комитетов ответственно относятся к выполнению своих правозащитных функций, отстаивают интересы членов Профсоюза через совершенствование взаимодействия с работодателями (представителями нанимателей) в рамках социального партнерства, добиваясь установления гарантий, расширяющих трудовые и социальные права работников (служащих), активно действуют с целью профилактики нарушений трудового законодательства при разрешении конфликтных ситуаций, в том числе и в досудебном порядке.

 

Численность Правовой инспекции труда Профсоюза на начало 2018 года составила 43 человека (на начало 2017 года – 50 человек), общая численность внештатных правовых инспекций труда, создаваемых комитетами региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в соответствии с п.2.2.2 Программы действий по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза в 2015 — 2020 годах составила 827 человек (в 2016 году – 904 человека).

 

В целях реализации положений Программы действий по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза в 2015 — 2020 годах региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза правозащитная работа традиционно осуществляется по следующим основным направлениям:

- проведение проверок (комплексных и тематических) соблюдения работодателями (представителями нанимателей) норм трудового законодательства и законодательства, регулирующего прохождение государственной или муниципальной службы, в том числе совместно с Государственной инспекцией труда и прокуратурой;

- оказание правовой помощи профсоюзным организациям различного уровня при разработке коллективных договоров и соглашений, участие в договорном регулировании социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства;

- оказание правовой помощи членам Профсоюза при составлении исковых заявлений, последующее участие правовых инспекторов труда Профсоюза и иных профсоюзных работников в рассмотрении судами исковых заявлений;

- проведение экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов, а также соглашений и коллективных договоров;

- рассмотрение жалоб и других обращений членов Профсоюза;

- информационно-методическая работа, проведение обучающих семинаров.

 

В 2017 году правовыми инспекторами труда Профсоюза, специалистами аппаратов комитетов региональных (межрегиональных) организаций и работниками профорганизаций различного уровня было проведено 5447 проверок соблюдения работодателями (представителями нанимателя) норм и требований трудового законодательства, а также законодательства о прохождении государственной и муниципальной службы (в 2016 году было проведено 5736 проверок, в 2015 году 5917 проверок).

Наибольшее число проверок проведено Краснодарской (678), г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (487), Московской областной (452), Московской городской (423), Саратовской (403), Ростовской (380), Оренбургской (239), и Башкортостанской (181) региональными (межрегиональной) организациями Профсоюза.

При проведении проверок в 2017 году выявлено 5464 нарушений трудового законодательства, 5084 из которых были устранены, что составляет 93% от общего числа выявленных нарушений (в 2016 году выявлено 6014 нарушений трудового законодательства, 5656 из которых были устранены, что составило 94% от общего числа выявленных нарушений; в 2015 году выявлено 5755 нарушений трудового законодательства, 5251 из которых были устранены, что составило 91% от общего числа выявленных нарушений).

***

В 2017 году правовым инспектором труда в Кабардино-Балкарской Республике было проведено 148 проверок соблюдения работодателями (представителями нанимателя) норм и требований трудового законодательства, а также законодательства о прохождении государственной и муниципальной службы. Кроме того, была изучена практика правозащитной работы первичных профсоюзных организаций г. Нальчика, а также Терского, Эльбрусского, Черекского и Зольского муниципальных районах Кабардино-Балкарской Республики.

В ходе проводимых проверок было выявлено, что в администрациях сельских поселений допускались задержки выплаты заработной платы муниципальным служащим и работникам сроком два и более месяца. Совместными усилиями Управлений финансов районов и республиканской организации Профсоюза указанные долги были погашены. Следует отметить, что важную роль в решении выявленных проблем сыграл Указ Главы КБР от 28.12.2015 N 193-УГ «О дальнейшем совершенствовании взаимодействия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления с профессиональными союзами», а также то, что Глава Республики, являющийся членом Профсоюза, с пониманием относится к профсоюзной работе и оказывает содействие при решении возникающих вопросов.

Результаты указанных проверок были рассмотрены на заседании Президиума республиканской организации Профсоюза. Итоговые материалы проверки направлены в соответствующие органы местного самоуправления, а также в территориальные комитеты Профсоюза.

По результатам проверок руководителям выданы представления об устранении выявленных нарушений. Работодателями были приняты исчерпывающие меры по устранению указанных нарушений.

 

Наибольшее число нарушений в ходе проведенных проверок выявили и устранили Самарская областная (771 нарушение, 694 из них устранено, что составило 90 % от общего числа нарушений), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (551 нарушение, 513 устранено, что составило 93 % от общего числа нарушений), Воронежская областная (415 нарушений, 387 устранено, что составило 93 % от общего числа нарушений), Татарстанская республиканская (359 нарушений, все нарушения устранены), Курганская областная (308 нарушений, 296 устранено, что составило 96 % от общего числа нарушений), Московская областная (281 нарушение, 263 устранено, что составило 94 % от общего числа нарушений), Северо-Осетинская республиканская (211 нарушений, 203 устранено, что составило 96 % от общего числа нарушений) и Кабардино-Балкарская республиканская (202 нарушения, 196 устранено, что составило 97 % от общего числа нарушений) организации Профсоюза.

 ***

Правовым инспектором труда Профсоюза в Воронежской области в 2017 г. проведены комплексные проверки в государственных и муниципальных учреждениях Нижнедевицкого и Поворинского районов области.

По всем выявленным нарушениям в адрес работодателей (представителей нанимателя) правовым инспектором труда были направлены представления об их устранении.

Так, например, по представлению правового инспектора труда прекращена практика заключения трудовых договоров на определенный срок при отсутствии для этого оснований, предусмотренных статьями 58 и 59 Трудового кодекса РФ в Нижнедевицком социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

В вышеназванном учреждении, а также в Поворинском физкультурно-спортивном центре по представлению правового инспектора была установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю работающим инвалидам 2 группы. В представлениях правового инспектора указано также на необходимость произвести этим работникам оплату сверхурочной работы в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса РФ, выполненной сверх установленной для них нормы рабочего времени за весь период работы.

В центре занятости населения Поворинского района выявлены систематические случаи необоснованного переноса ежегодных оплачиваемых отпусков на другой рабочий год в нарушение части 3 статьи 124 Трудового кодекса РФ, о чем правовым инспектором внесено соответствующее представление.

В представлениях правового инспектора также указано на необходимость:

 - дополнить трудовые договоры, заключенные с работниками, теми или иными необходимыми сведениями или обязательными условиями, поскольку содержание трудовых договоров не всегда соответствовало требованиям, предусмотренным статьей 57 Трудового кодекса РФ; 

- установить правилами внутреннего трудового распорядка порядок введения суммированного учета рабочего времени для тех категорий работников, которые фактически работают в таком режиме;

В Рождественском психоневрологическом интернате, Поворинском физкультурно-спортивном центре в ходе проверки также выявлены нарушения сроков оплаты отпусков.

Необходимо отметить, что большинство нарушений своевременно устранено, о принятых мерах работодатели (представители нанимателя) информируют правовую инспекцию труда Профсоюза в Воронежской области письменно.

***

Одним из важных направлений в правозащитной работе Московской областной организации Профсоюза является изучение практики работы территориальных организаций по осуществлению контроля за законодательством о труде. В сентябре 2017 года на заседании президиума областной организации был рассмотрен вопрос: «Осуществление профсоюзного надзора и контроля в области трудового законодательства и законодательства об охране труда Объединенной отраслевой организацией ГКУ «Противопожарно-спасательная служба Московской области». В ходе подготовки к заседанию президиума было проверено областное управление, 12 территориальных управлений и 25 пожарных отрядов и частей. Проверялось соблюдение прав работников-членов Профсоюза, прав первичной профсоюзной организации, в т.ч. при даче мотивированного мнения, установление и изменение систем оплаты труда, оплата сверхурочной работы и работы в выходной день, соблюдение порядка предоставление дней отдыха при переработках, соблюдение порядка установления стимулирующих выплат, порядок применения дисциплинарных взысканий, ведение трудовых книжек и вкладышей к ним, составление трудовых договоров, содержание коллективных договоров, локальные нормативные документы организаций. В ходе проверок были выявлены следующие нарушения:

- во всех подразделениях, кроме областного, не запрашивалось мотивированное мнение выборного профсоюзного органа при увольнении работников по п.2 ст.81 ТК РФ;

- графики сменности принимаются без учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа;

- в коллективном договоре присутствует пункт об оплате работы в выходной день в размере полуторной тарифной ставки, если работа осуществляется в пределах нормы рабочего времени.

После рассмотрения вопроса на Президиуме Московской областной организации Профсоюза работодатель принял меры по устранению выявленных нарушений трудового законодательства, в результате чего все нарушения были устранены.

 ***

В ходе проведенных Межрегиональной Крымской республиканской и г. Севастополя организацией Профсоюза проверок были выявлены следующие нарушения: в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Санаторий «Айвазовское» работникам приказом директора в одностороннем порядке были отменены выплаты за качество и срочность выполняемых работ, которые являлись условиями их трудовых договоров; в Государственном бюджетном учреждении «Бахчисарайский психоневрологический интернат» работодателем не соблюдался утвержденный график отпусков; руководителем Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Кировский районный центр социальных служб для семьи детей и молодежи» при принятии локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда в учреждении, не учитывалось мнение выборного органа первичной профсоюзной организации; в ряде организаций, нарушения были связаны с привлечением работников, не включенных в список работников с ненормированным рабочим днем, к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них нормальной продолжительности рабочего времени, без оплаты сверхурочных работ. Другие нарушения были связаны с несоблюдением работодателями порядка применения дисциплинарных взысканий, отстранением работников от работы по медицинским показаниям, нарушением порядка назначения и исчисления стимулирующих выплат.

В целях устранения выявленных нарушений, работодателям направлены соответствующие представления, практически все нарушения были устранены.

***

В Курганскую областную организацию Профсоюза обратилась член Профсоюза К., работник ГБУ «Дом-интернат» (санитарка 1 отделения), по вопросу проверки оценки качества труда, которая применяется в учреждении для установления выплат стимулирующего характера младшему медицинскому персоналу. При проведении оценки качества ей был начислен 1 балл, что существенно повлияло на размер начисленной стимулирующей выплаты, которая составила 7тыс.руб.(для сравнения другие санитарки получали от 22 тыс. до 36 тыс. руб.). Для проверки была предоставлена выписка из протокола тарификационной комиссии, а также Критерии оценки качества труда для установления выплат стимулирующего характера младшему медицинскому персоналу ГБУ «Дом-интернат». При проведении проверки было установлено, что К. было начислено четыре понижающих балла за нарушение договора о материальной ответственности. В то же время установлено, что с К. договор о материальной ответственности никогда не заключался. Таким образом, тарификационная комиссия неправомерное начислила четыре понижающих балла К. Представление правового инспектора труда о проведении повторной оценки качества труда К. и перерасчете ей выплаты стимулирующего характера работодателем исполнено в полном объеме.

***

В связи с поступившим в Межрегиональную г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области организацию Профсоюза обращением председателя Объединенной (территориальной) профсоюзной организации ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области» (далее — Управление), а также в соответствии с Региональным отраслевым соглашением между Межрегиональной организацией Профсоюза и Управлением на 2017 — 2019 годы, правовой инспекцией труда Профсоюза проведена проверка исполнения трудового законодательства при предоставлении работникам филиалов Управления основного и дополнительных отпусков.

В ходе проверок выяснилось, что Управлением был издан приказ «О ненормированном рабочем дне», которым утвержден перечень должностей работников Управления и его филиалов с ненормированным рабочим днем, установлена продолжительность дополнительного отпуска. Кроме того, указанный приказ предписывал предоставлять дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день работнику только в том случае, если в течение рабочего года он фактически работал в указанном режиме, что подтверждается визой его непосредственного руководителя на заявлении о предоставлении отпуска в соответствии с учетом времени, фактически отработанного в условиях ненормированного рабочего дня.

Данное требование приказа противоречит статьям 101, 119 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пункту 4 Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в федеральных государственных учреждениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 №884, согласно которому, право на дополнительный отпуск возникает у работника независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня.

Проверки в филиалах Управления (районных отделах вневедомственной охраны), проведенные правовыми инспекторами труда, показали, что исполнение указанного требования приказа нарушает трудовые права работников, так как приводит к необоснованным отказам в предоставлении дополнительного отпуска работникам, имеющим на него право и включенным в соответствующий перечень.

В адрес начальника Управления председателем Межрегиональной организации Профсоюза было направлено письмо с требованием отменить положения приказа, не соответствующие законодательству и нарушающие права работников.

Требование Профсоюза удовлетворено, в приказ внесены соответствующие изменения.

 

Из общего числа проверок соблюдения требований трудового законодательства в 2017 году совместно с органами Государственной инспекции труда проведены 180 проверок (в 2016 г. – 198, в 2015 г. – 217), а с органами прокуратуры 2437 проверок (в 2016 г. – 25, в 2015 г. – 42).

***

В 2017 году председатель объединенной отраслевой территориальной организации Профсоюза ГУ МВД России по Краснодарскому краю А.В. Дзюба принял участие в проверке ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Краснодарскому краю», проводимой начальником отдела Государственной инспекции труда в Краснодарском крае — главным государственным инспектором труда Дудка Е.Д. В ходе проводимой проверки были выявлены два факта несвоевременного перечисления денежных средств (расчета) уволенным работникам и не перечисления компенсации за задержку окончательного расчета. По данному факту было направлено одно представление работодателю об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. Главный бухгалтер ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Краснодарскому краю» привлечен к административной ответственности. Уволенным сотрудникам были перечислены причитающиеся к выплате суммы и компенсации за задержку расчета при увольнении.

Также в результате проведенных проверок выявлены типичные нарушения — в трудовом договоре нет подписи работника, записи в трудовых книжках о трудовой деятельности продолжаются в разделе «Сведения о награждениях и поощрениях», в карточках личного учета не все разделы заполнены, не соблюдалась продолжительность рабочего времени, неправильно назначалась продолжительность дополнительных отпусков, безосновательно объявлялись выговоры, неправильно велись записи в трудовых книжках и др. Руководителям направлялись представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Большинство нарушений были устранены в ходе проверок. 

За выявленные нарушения трудового законодательства привлечены к дисциплинарной ответственности четыре работника администрации Кировского сельского поселения Славянского района Краснодарского края.

 

В органы Государственной инспекции труда в 2017 году направлены материалы о 63 фактах несоблюдения требований трудового законодательства Российской Федерации (в 2016 г. – 73; в 2015 г. – 69), по итогам их рассмотрения к административной ответственности привлечены 9 человек (в 2016 г. – 9; в 2015 г. – 12), в том числе 2 дисквалифицированы.

В 2017 году восстановлены на работе по требованию профсоюзной правовой инспекции труда 11 работников (в 2016 г. – 21; в 2015 г. – 40). В органы прокуратуры для устранения выявленных нарушений норм трудового законодательства и законодательства, регулирующего прохождение государственной (муниципальной) службы направлено 54 обращения (в 2016 г. – 38; в 2015 г. – 30). В 26 случаях по этим обращениям были приняты меры прокурорского реагирования. По требованию прокуратуры и при участии профсоюзной правовой инспекции труда в 2017 году привлечено к административной ответственности 8 должностных лиц.

***

Первичной профсоюзной организацией «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Ростова-на-Дону» проведены 2 совместные проверки с прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону. Все выявленные нарушения устранены.

 

В 2017 году в 8542 случаях членам Профсоюза и профсоюзным организациям была оказана различного рода правовая помощь (в 2016 г. – 9072; в 2015 г. – 9101), в т.ч. 72 – при оформлении документов в комиссии по трудовым спорам и 314 случаев оказания помощи членам Профсоюза при подготовке исковых заявлений в суды.

В отчетном году при участии правовых инспекторов труда Профсоюза, иных юристов и профсоюзных работников рассмотренного в судах 164 дела, исковые требования удовлетворены полностью или частично в 130 случаях, что составляет       79 % от общего числа рассмотренных исковых заявлений. На прежних рабочих местах восстановлено 16 человек.

Наиболее активно защищали права членов Профсоюза в судебных органах работники Курганской областной (28 заявлений рассмотрено, исковые требования по 26 из них удовлетворены), Алтайской краевой (17 заявлений рассмотрено, исковые требования по 14 из них удовлетворены), Татарстанской республиканской (10 заявлений рассмотрено, исковые требования по 9 из них удовлетворены), Самарской областной (10 заявлений рассмотрено, исковые требования по 8 из них удовлетворены), Камчатской краевой (9 заявлений рассмотрено, исковые требования по 7 из них удовлетворены) и Московской городской (6 заявлений рассмотрено, исковые требования по 5 из них удовлетворены) организаций Профсоюза.

***

В комитет Курганской областной организации обратилась член Профсоюза М. для оказания правовой помощи, составлении искового заявления и представительства интересов в суде, в связи с незаконным увольнением.

Юристом областного комитета установлено, что М. была уволена из организации по сокращению штата, в связи с изменением штатного расписания. М., являясь членом профсоюза, в нарушении трудового законодательства была уволена работодателем без мотивированного мнения первичной профсоюзной организации. Вакантные должности в организации на момент увольнения М. были в наличии, но М. предложены не были.

Все факты нарушения трудового законодательства работодателем были изложены профсоюзным юристом в суде. Суд согласился с представленными доводами, требования истца о признании приказа об увольнении незаконным и восстановлении на работе счел обоснованными, подлежащими удовлетворению. Таким образом, истец восстановлен на работе в прежней должности, с ответчика в пользу истца взыскан средний заработок за время вынужденного прогула и компенсация морального вреда в размере 40970руб.

***

Отдел правовой работы и охраны труда Московского городского комитета Профсоюза оказал помощь А.О.В. и А.О.Н. в подготовке исковых заявлений в Тверской районный суд города Москвы о принудительном взыскании сумм, не учтённых при расчёте среднего заработка, выплаченного при их увольнении и принял участие в рассмотрении их исковых заявлений в судебном заседании.

Государственные гражданские служащие А.О.В. и А.О.Н., распоряжением руководителя были уволены с должностей федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей (пункт 8.2. части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

При расчете компенсационных выплат в связи с увольнением (в том числе и компенсации за неиспользованный отпуск) в среднедневном заработке не были учтены суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

07.06. 2017 г. Тверской районный суд города Москвы взыскал с учреждения в счет причитающихся при увольнении сумм денежные средства в пользу А.О.Н. в размере 112 058,94 руб., а в пользу А.О.В. в размере 98 345,01 руб.

***

23.06.2017 были удовлетворены исковые требования Самарской областной территориальной организации Общероссийского Профсоюза к ФКУ Главное бюро медико-социальных экспертиз Минтруда России по Самарской области об отмене приказа от 5.12.2013 №54 и об отказе в удовлетворении встречных исковых требований. Между областной организацией и ФКУ ГБМСЭ по Самарской области было заключено соглашение. Согласно ст.45 ТК РФ это соглашение относится к категории иных и по своей сути выполняло функции коллективного договора. Этим соглашением было предусмотрено, что распределение стимулирующей надбавки осуществляется на основании решения комиссии по распределению надбавки. Новый руководитель ФКУ ГБМСЭ по Самарской области стал распределять надбавку единолично, ссылаясь при этом на приказ от 5.12.2013 №54 якобы изданный прежним руководителем. Указанный приказ фактически отменял норму соглашения в одностороннем порядке, о его наличии профсоюзной организации стало известно только в январе 2017 года, когда он был представлен в судебное заседание по другому делу. Из разговора с прежним руководителем ФКУ ГБМСЭ по Самарской области представителям Самарской областной организации Профсоюза стало известно, что он таких приказов не подписывал. В судебном заседании предыдущий руководитель ФКУ ГБМСЭ по Самарской области выступил в качестве свидетеля, была проведена почерковедческая экспертиза в ходе которой было установлено, что приказ подделан. В ответ ФКУ ГБМСЭ заявили встречные исковые требования о признании соглашения незаконным. Решением суда признано, что действующее законодательство предусматривает возможность заключения иных соглашений, в том числе регулирующих трудовые отношения на локальном уровне, а также то обстоятельство, что в соглашении могут содержаться дополнительные по сравнению с законом гарантии и льготы для членов выборных профсоюзных органов. Данное решение суда оставлено в силе апелляционным определением Самарской областного суда. 

***

Хабаровский край

Приказом директора КГКУ «Бикинский детский психоневрологический интернат» 24 июля 2017 г. работник – член Профсоюза Ж. уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата).

В нарушение ст. 180 ТК РФ в период сокращения ей была предложена одна вакантная должность – «санитарка-банщица», другие вакансии письменно ей не предлагались, письменная информация об отсутствии вакансий от работодателя в период процедуры сокращения не поступала.

Несмотря на то, что Ж. дала согласие на перевод, фактически перевод не состоялся, приказ о переводе не издавался.

Вместо перевода 24 июля 2017 года, без объяснения причин Ж. была уволена по п.2 ст.81 ТК РФ («вследствие сокращения численности или штата» – так значится в приказе от 24.07.2017 № 52 л/с). 

Ж. является членом Профсоюза, однако при увольнении работодатель проект приказа и копии документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении, в первичную профсоюзную организацию КГКУ «Бикинский детский психоневрологический интернат» для принятия мотивированного мнения не направлял, тем самым нарушив процедуру увольнения и ст. 373 ТК РФ. Это в ходе судебного разбирательства подтвердилось письменной информацией краевого комитета Профсоюза и председателя ППО КГКУ «Бикинский детский психоневрологический интернат» Симоченко Л.М. 

Заместителем председателя Хабаровского краевого комитета Профсоюза Лобода И.В. составлено исковое заявление в суд о признании приказа об увольнении Ж. незаконным, о восстановлении на работе, об оплате дней вынужденного прогула, о признании записи в трудовой книжке недействительной и возмещении морального вреда.

Решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 20.10.2017 г. № 2-472/2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С работодателя взыскано заработная плата за время вынужденного прогула в сумме 77869 рублей и компенсация морального вреда в размере 5000 рублей.

***

В Тульский обком Профсоюза обратилась Л., главный специалист ГУ ТО «Головеньковский детский дом-интернат для умственно-отсталых слепых детей», член Профсоюза с просьбой обжаловать в суде отказ Министерства труда и социального развития Тульской области в выплате ей единовременного пособия как молодому специалисту в соответствии со статьей 3 Закона Тульской области №2206-ЗТО от 27.10.2014 года «О дополнительных гарантиях и мерах социальной поддержки работников учреждений Тульской области, осуществляющих функции в сфере социальной защиты населения и организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Тульской области». Министерством труда и социальной защиты Тульской области было отказано Л. в выплате пособия в связи с несоответствием молодого специалиста требованиям статьи 3 Закона. Правовым инспектором труда Профсоюза Э.В. Калайтан было составлено исковое заявление для Л. и на протяжении всего судебного процесса проводилось правовое сопровождение истца.

Решением Советского районного суда г. Тулы от 11.12.2017 года исковые требования Л. были удовлетворены в полном объеме, сумма единовременной выплаты составляет 85 тысяч рублей. В настоящее время Министерство труда и социального развития обжаловало решение Советского районного суда г. Тулы в Тульском областном суде. Окончательное решение по делу пока не принято.

 

Правовыми инспекторами труда и другими работниками организаций Профсоюза в 2017 году оказана правовая помощь в разработке 4632 коллективных договоров и соглашений (в 2016 г. – 4643), а также проведена правовая экспертиза 7073 (в 2016 г. – 6503) коллективных договоров, соглашений и иных нормативных актов.

Также в отчетном году выборными органами профсоюзных организаций рассмотрено 767 законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов различного уровня, по которым даны соответствующие заключения (в 2016 г. – 667 н.п.а.).

***

В отчетном году среди наиболее важных нормативно-правовых актов принятых с учетом мнений, разработанных специалистами Астраханской областной организации можно выделить:

1.       Постановление агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области «Об утверждении порядка и условий осуществления выплат стимулирующего характера руководителю государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Астраханский государственный фонд пространственных и технических данных (БТИ)»;

2.       Проекты постановлений Правительства Астраханской области «О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 18.12.2008 №666-П» «О системе оплаты труда работников государственных учреждений Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области»;

3.       Проект постановления Правительства Астраханской области от 14.02.2014 №41-П «О системе оплаты труда работников государственного казенного учреждения Астраханской области «Областная спасательно-пожарная служба»;

4.       Проект постановления Правительства Астраханской области от 05.03.2008 №98-П «Об оплате труда работников государственного казенного учреждения Астраханской области «Управления по техническому обеспечению деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области»;

5.       Проект постановления Правительства Астраханской области от 15.06.2009 №267-П «Об оплате труда работников государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр информационно-технологического обеспечения деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области»;

6.       Проект постановления Правительства Астраханской области от 18.032010 №105-П «Об оплате труда работников государственного автономного учреждения Астраханской области «Многопрофильный социальный центр «Содействие»;

7.       Проект закона Астраханской области «Об установлении на территории Астраханской области коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, на 2018 год»;

8.       Проект постановления о внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 16.12.2010 года №567-П «О системе оплаты труда работникам государственных казенных учреждений Астраханской области – центров социальной поддержки населения муниципальных районов города Астрахани»;

9.       Проект постановления о внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 29.12.2014 № 625-П «О системе оплаты труда работников государственных учреждений Астраханской области – специализированных домов ребенка».

 

При осуществлении правозащитной деятельности организациями Профсоюза любого уровня особое место занимает распространение правовых знаний: различные формы обучения профсоюзного актива, проведение семинаров, «круглых столов», подготовка информационно-методических материалов, публикации в средствах массовой информации по правовой тематике, создание Интернет-сайтов с обязательным включением разделов, содержащих информацию о правозащитной работе. Помимо этого, вопросы правозащитной деятельности регулярно рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов региональных организаций Профсоюза. Всего в 2017 году зафиксировано 1747 выступление, а также публикаций в различного рода СМИ и интернет-изданиях (в 2016 г. – 1192).

***

По результатам проведенных проверок, 5 октября 2017 года специалистами Татарстанского республиканского комитета Профсоюза совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан проведен онлайн семинар (вебинар) для руководителей и специалистов учреждений подведомственных Министерству на тему «Практика соблюдения норм трудового законодательства в подведомственных учреждениях МТЗ и СЗ РТ по результатам проводимых в 2017 году профсоюзных аудитов». Технический и правовой инспекторы труда Профсоюза по Республике Татарстан обратили внимание слушателей на наиболее часто встречаемые нарушения по вопросам охраны труда и ведения кадрового делопроизводства в учреждениях указанных отраслей, выявляемых в результате профсоюзных проверок (аудитов). В вебинаре приняли участие более 400 человек из 156 учреждений органов социальной защиты, социального обслуживания и занятости населения республики.

Также согласно плану обучения внештатных правовых инспекторов труда на 2016-2017 учебный год в апреле 2017 года во дворце труда было организовано совместное обучение внештатных правовых и технических инспекторов труда Республики. В процессе семинара были подведены итоги работы 2016 года, проведена работа над ошибками и утвержден План работы на 2017 год. В ходе проведения семинара, с целью обмена опытом правозащитной работы и работы по охране труда были организованы два видео-подключения — с правовым инспектором труда и специалистами межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Профсоюза.

***

Активное участие правовой инспекцией труда Межрегиональной г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Профсоюза принято в освещении проблемы досрочных пенсий работников противопожарной службы субъектов Российской Федерации и выдвинутой в связи с этим общественной инициативы. На сайте Межрегиональной организации Профсоюза за истекший период размещено 4 информации о выдвинутой инициативе. Кроме того, информация на данную тему размещалась также на сайте Ленинградской Федерации Профсоюзов.

На основе комментариев главного правового инспектора труда в газете «Площадь Труда» вышла статья «Всем огнеборцам – равные пенсионные гарантии!», содержащая подробное разъяснение позиции профсоюза по указанной проблеме. Материал на указанную тему был также опубликован в Санкт-Петербургском выпуске газеты «Комсомольская правда».

На «Радио России — Санкт-Петербург» в рамках вечернего радиоканала «Пулковский меридиан» в июне 2017 года вышла передача из цикла «Диалог с профсоюзами», гостями которой стали главный правовой инспектор труда Профсоюза по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и заместитель начальника ГКУ «Ленинградская областная противопожарно-спасательная служба». Главной темой передачи стала выдвинутая общественная инициатива.

 

В 2017 году организациями Профсоюза было рассмотрено 13548 письменных обращений, 12361 из них признаны обоснованными и в этой связи приняты необходимые меры с целью оказания помощи заявителям. Таким образом, необходимые меры были приняты в 91 % случаев.

На личном приеме в профсоюзных организациях в 2017 году было принято 38987 членов Профсоюза, при этом вопросы заявителей были признаны обоснованными и помощь получили 33877 человек, что составило 87 % от общего числа обратившихся.

***

В связи с внесением изменений в п.З ч.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отчетном периоде на практике возникли трудности в применении данной нормы. Так, в одном из государственных органов Республики Башкортостан представитель нанимателя предъявил председателю профсоюзного комитета требование о соблюдении им нормы указанного выше закона путем предоставления заявления для получения разрешения на участие в профсоюзной деятельности и вхождения в состав его органов. В качестве основания для предъявления указанного выше требования послужил утвержденный Порядок получения государственным гражданским служащим разрешения на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями. В целях обеспечения единого понимания условий, указанных в п.З 4.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», исключения нарушений при его применении в дальнейшем, Башкортостанская республиканская организация подготовила и направила обоснованное письменное разъяснение руководителю государственного органа. В нем указали на то, что действие данного пункта не распространяется на профсоюзные организации, так как иное применение противоречило бы не только федеральным законам, регулирующим отношения, связанные с созданием и деятельностью профсоюзов в Российской Федерации в целом, но и Конституции РФ и информировали о том, что вопросы взаимодействия с профсоюзами четко урегулированы в самом Федеральном законе от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации. В результате, вопрос урегулирован в досудебном порядке.

***

В ГБУ Амурской области КЦСОН «Доброта» юрист организации, которая поступила на работу в 2017 году, являясь членом комиссии со стороны работодателя по разработке и заключению Коллективного договора, поставила под сомнение правомерность существования первичной профсоюзной организации, требовала от председателя за весь период существования организации все протоколы отчетно- выборных собраний с целью признать ее неправомочной и отстранить от участия в разработке и заключении коллективного договора, а в последствие развалить профсоюзную организацию. Комитет Амурской областной организации совместно с председателем первичной профсоюзной организации Седых Р.И. провели большую работу, как разъяснительную (расшифровывая для юриста организации все положения Устава Профсоюза, Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», Трудового Кодекса РФ и Отраслевого соглашения, заключенного между Амурской областной организацией и Министерством социальной защиты области), так и доказательную (предоставили все протоколы отчетно- выборных собраний и другие документы подтверждающие правомерность действия профсоюзной организации). В результате представители профсоюзной организации приняли самое активное участье в разработке проекта Коллективного договора и подписали с работодателем Коллективный договор на 2017-2019 годы.

***

Важную роль в укреплении правозащитной работы играет проводимая Оренбургской областной организацией акция «Обратись в Профсоюз», как форма работы, обеспечивающая доступность и гласность правовой защиты работников.   

В соответствии с планом работы областной организации Профсоюза регулярно проводится прием по правовым вопросам членов Профсоюза, профактива.  

К примеру, в профком ГБУ СО Оренбургской области «Реабилитационный центр для инвалидов» «Жемчужина бора» в Бузулкском районе обратились члены Профсоюза среднего медицинского персонала в связи с нарушениями при осуществлении работодателем выплат стимулирующего характера. Постоянная комиссия по правозащитной работе обкома Профсоюза во главе с ее председателем Власовой Т.А. изучили локальные нормативные акты, а именно Положение о стимулировании труда работников, в котором пункт 2.3 гласит «Основным критерием, влияющим на размер выплаты, является оценка эффективности деятельности работников. Решение о размере, либо снижении или отмене стимулирующей выплаты принимает руководитель на основании предложений комиссии по оценке эффективности деятельности сотрудников учреждения, отраженных в протоколе заседания комиссии. Конкретный размер выплаты за качество выполняемых работ в отношении каждого работника учреждения устанавливается приказом руководителя». В ходе проверки с выездом на место выявлено: комиссия по оценке труда приказом создана, в составе комиссии председатель профсоюзного комитета. Протокола комиссии о приостановлении выплаты во втором квартале 2017 года нет.  Приказ руководителя на отмену выплаты так же отсутствует. Сотрудники не оповещены о причине снятия стимулирующей выплаты, так как главный бухгалтер на основании недовыполнения государственного задания самостоятельно решила отменить стимулирующие выплаты только среднему медицинскому персоналу. О результатах проверки проинформировали Министерство социального развития Оренбургской области. По итогам проверки главный бухгалтер отстранена от должности, после чего возобновлены стимулирующие выплаты всем сотрудникам, в том числе и среднему медицинскому персоналу. 

В этой же организации профсоюзный комитет добился с 1 октября 2017 года возобновления подвоза работников транспортом предприятия утром и вечером к месту работы и обратно. 

 

Экономическая эффективность всех форм правозащитной работы, проводимой организациями Профсоюза в 2017 году составила 351,6 млн. руб. (в 2016 г. — 361,15 млн. руб.; в 2015 г. — 321,93 млн. руб.).

Наиболее полный учет экономической эффективности своей правозащитной работы показали комитеты Ростовской областной (62 млн. руб.), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (42,38 млн. руб.), Кабардино-Балкарской республиканской (41,33 млн. руб.), Алтайской краевой (31,8 млн. руб.), Оренбургской областной (27,09 млн. руб.), Самарской областной (24,05 млн. руб.) и Северо-Осетинской республиканской (20,1 млн. руб.), организаций Профсоюза.

 

 

21 марта 2018 года                                                              Юридический отдел ЦК Профсоюза