+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

Положение о правовой инспекции труда Профсоюза

Приложение к

постановлению ЦК Профсоюза

от 03 декабря 2015 г. № II-6

 Положение

о правовой инспекции труда

Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений

и общественного обслуживания Российской Федерации

 

 1. Общие положения

 

1.1. Правовая инспекция труда Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации[1] создается Центральным комитетом Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров, соглашений в государственных и муниципальных учреждениях, а также в организациях сферы общественного обслуживания различных организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают и (или) обучаются члены Профсоюза.

1.2. Правовая инспекция труда Профсоюза в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», законами и иными нормативными актами, регулирующими прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, Уставом Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и настоящим Положением.

1.3. Правовая инспекция труда Профсоюза создается на федеральном и региональном (межрегиональном) уровнях организационной структуры Профсоюза и образует единую систему профсоюзного контроля в организациях и учреждениях, в которых работают и (или) обучаются члены Профсоюза.

2. Задачи Правовой инспекции труда Профсоюза

 

2.1. Основными задачами Правовой инспекции труда Профсоюза являются:

- осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями (их представителями), представителями нанимателей и другими должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров и соглашений;

- юридическая защита трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза, а также организаций Профсоюза от противоправных действий (бездействий) работодателей (их представителей), представителей нанимателей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы членов Профсоюза, профсоюзных организаций, установленные нормами международного права, законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами;

- отстаивание прав и интересов членов Профсоюза при разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления, при внесении изменений и дополнений в них, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений;

- взаимодействие с органами прокуратуры, Государственной инспекции труда, другими органами государственного контроля (надзора), органами местного самоуправления при осуществлении возложенных на Правовую инспекцию труда Профсоюза полномочий;

- подготовка обращений в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков и упущений со стороны должностных лиц, допустивших нарушения прав и законных интересов членов Профсоюза;

- взаимодействие со средствами массовой информации (публикация статей в газетах и журналах, в сети Интернет, выступление по радио и телевидению) для ознакомления членов Профсоюза, общественности со сведениями о правозащитной работе Профсоюза, в том числе с целью повышения мотивации профсоюзного членства;

- оказание информационно-методической помощи, обучение профсоюзного актива, бесплатное консультирование членов Профсоюза по вопросам, касающимся их социально-трудовых прав, профессиональных и служебных интересов.

 

3. Основные полномочия Правовой инспекции труда Профсоюза

 

3.1. Для выполнения возложенных на Правовую инспекцию труда Профсоюза задач правовые инспекторы труда Профсоюза наделяются следующими полномочиями:

- осуществлять проверки соблюдения работодателями (их представителями), представителями нанимателей и другими должностными лицами требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, при предъявлении удостоверений установленного образца[2] (проведение проверок в организациях, подведомственных федеральным органам государственной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел и исполнения наказаний осуществляется с учетом соответствующих нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации);

- участвовать в проведении совместных с органами прокуратуры, Государственной инспекции труда, другими органами государственного контроля (надзора) проверок соблюдения работодателями (их представителями), представителями нанимателей и другими должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров и соглашений;

- запрашивать и получать у работодателей (их представителей), представителей нанимателей и других должностных лиц документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения возложенных на правовую инспекцию труда Профсоюза функций;

- направлять работодателям (их представителям), представителям нанимателей и другим должностным лицам обязательные для рассмотрения   Представления об устранении выявленных нарушений[3], контролировать их выполнение, добиваться устранения выявленных нарушений в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- информировать органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, вышестоящие органы работодателей (их представителей) и другие уполномоченные органы о нарушении работодателями (их представителями), представителями нанимателей и другими должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров и соглашений[4] с целью привлечения виновных лиц к ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной);

- в установленном законодательством Российской Федерации порядке защищать социально-трудовые и другие гражданские права, профессиональные и служебные интересы членов Профсоюза, а также права и законные интересы Профсоюза и его организаций;

- проводить юридическую экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права и законные интересы членов Профсоюза, а также права и законные интересы Профсоюза и его организаций;

- подготавливать методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы;

- принимать участие в обучении профсоюзного актива;

- ежегодно в установленной настоящим Положением форме обобщать статистические данные и практику работы Правовой инспекции труда Профсоюза[5], вести учет и направлять соответствующим органам материалы и сведения о фактах нарушения прав Профсоюза[6] и принятых в этой связи мерах. 

 

4. Права и обязанности правовых инспекторов труда Профсоюза

 

4.1. Правовые инспекторы труда Профсоюза имеют право:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями (их представителями), представителями нанимателей и другими должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров и соглашений;

- принимать участие в рассмотрении споров, связанных с нарушением трудового законодательства, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профсоюзах, а также с невыполнением обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

- принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права, а также регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы;

- взаимодействовать со средствами массовой информации (публикация статей в газетах и журналах, в сети Интернет, выступление по радио и телевидению) для ознакомления членов Профсоюза, общественности со сведениями о правозащитной работе Профсоюза, в том числе с целью повышения мотивации профсоюзного членства;

- готовить инструктивно-методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы, участвовать в обучении профсоюзного актива.

4.2. Правовые инспекторы труда Профсоюза обязаны:

- соблюдать требования законодательства Российской Федерации при осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением работодателями (их представителями), представителями нанимателей и другими должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров и соглашений;

- не нарушать права и законные интересы работодателей (их представителей), представителей нанимателей и других должностных лиц;

- содействовать защите социально-трудовых и других гражданских прав, профессиональных и служебных интересов членов Профсоюза, прав и законных интересов Профсоюза и его организаций;

- во время проведения проверок быть объективными, руководствуясь требованиями законодательства Российской Федерации, хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной;

- при осуществлении своих полномочий, а также после увольнения с занимаемой должности соблюдать конфиденциальность в отношении персональных данных членов Профсоюза и других работников, служащих, ставших им известными в ходе выполнения возложенных на Правовую инспекцию труда Профсоюза функций;

- считать конфиденциальным источник всякой жалобы на действия работодателя (его представителя), представителя нанимателя или другого должностного лица, воздерживаться от сообщения представителям проверяемой организации сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением и заявитель возражает против разглашения данных об источнике жалобы;

- проводить правовую экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права и служебные интересы работников и служащих, а также права и законные интересы Профсоюза и его организаций;

- постоянно повышать свою квалификацию, изучать законодательство Российской Федерации и судебную практику;

- принимать участие в обобщении сведений о правозащитной деятельности, практике работы Правовой инспекции труда Профсоюза, в том числе для подготовки ежегодных отчетов о правозащитной работе Профсоюза (его организации)[7] и представления их в установленном порядке в вышестоящие профсоюзные органы;

- участвовать в ведении учета нарушений прав Профсоюза[8] для направления имеющихся материалов и сведений о принятых мерах в вышестоящие профсоюзные органы.

 

5. Организационное обеспечение деятельности

Правовой инспекции труда Профсоюза

 

5.1. Общее руководство деятельностью Правовой инспекции труда Профсоюза осуществляется Центральным комитетом Профсоюза.

Главный правовой инспектор труда Профсоюза принимается на работу (назначается на должность) и увольняется (освобождается от должности) Председателем Профсоюза, который руководит его работой с учетом решений, принятых Президиумом и Центральным комитетом Профсоюза.

Руководство работой правовых (главных правовых) инспекторов труда Профсоюза в аппаратах комитетов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза возлагается на председателей этих организаций и их заместителей. К исключительной компетенции председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза относится, определение численности правовых и общественных (внештатных правовых) инспекторов труда Профсоюза, принятие их на работу (назначение на должность) и увольнение (освобождение от должности), принятие мер по повышению их квалификации и материальному обеспечению их деятельности.

5.2. На должность правового (главного правового) инспектора труда Профсоюза принимается (назначается), как правило, лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.

Выборные и другие работники организаций Профсоюза, могут также утверждаться в качестве внештатных правовых инспекторов труда региональной (межрегиональной) организации Профсоюза в соответствии с действующим в данной организации положением о внештатной правовой инспекции труда.

5.3. Правовые (главные правовые) инспекторы труда Профсоюза, осуществляющие свою деятельность в региональных (межрегиональных) организациях Профсоюза, именуются: «Правовой (главный правовой) инспектор труда Профсоюза по (название республики, края, области, города)».

5.4. Центральным комитетом Профсоюза правовым инспекторам труда Профсоюза выдается удостоверение установленного образца[9].

При увольнении (освобождении от должности) правового (главного правового) инспектора труда Профсоюза удостоверение подлежит возврату и последующему уничтожению.

5.5. Главный правовой инспектор труда Профсоюза является заведующим юридическим отделом ЦК Профсоюза.

Должность главного правового инспектора труда Профсоюза по республике, краю, области, городу федерального значения, как правило, приравнивается к должности заведующего отделом аппарата комитета региональной (межрегиональной) организации Профсоюза.

Должность правового инспектора труда Профсоюза приравнивается к должности главного специалиста.

5.6. Главный правовой инспектор труда Профсоюза:

- осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью Правовой инспекции труда Профсоюза;

- рассматривает возникшие разногласия между работодателями (их представителями), представителями нанимателей, другими должностными лицами и правовыми инспекторами труда Профсоюза;

- готовит отчет о правозащитной работе[10] и вместе с пояснительной запиской представляет их в установленном порядке для рассмотрения на заседаниях центральных органов Профсоюза и в ФНПР;

- организует обучение и повышение квалификации правовых (главных правовых) инспекторов труда Профсоюза в соответствии с утверждаемыми Центральным комитетом Профсоюза планами;

- обобщает и пропагандирует положительный опыт работы Правовой инспекции труда Профсоюза;

- осуществляет взаимодействие с правовыми инспекциями труда других профсоюзов, правовыми службами (юристами) членских организаций ФНПР, получает необходимые сведения об их работе.

 


[1] Далее — Правовая инспекция труда Профсоюза;
[2] Форма 3-ПИ, Приложение № 3 к настоящему Положению;
[3] Форма 1-ПИ, Приложение № 1 к настоящему Положению;
[4] Форма 2-ПИ, Приложение № 2 к настоящему Положению;
[5] Форма 4-ПИ, Приложение № 4 к настоящему Положению;
[6] Форма 5-ПИ, Приложение № 5 к настоящему Положению.
[7] Форма 4-ПИ, Приложение № 4 к настоящему Положению;
[8] Форма 5-ПИ, Приложение № 5 к настоящему Положению;
[9] Форма 3-ПИ, Приложение № 3 к настоящему Положению;
[10] Форма 4-ПИ, Приложение № 4 к настоящему Положению.

 

 

ФОРМА № 1-ПИ
ФОРМА № 2-ПИ
ФОРМА № 3-ПИ
ФОРМА № 4-ПИ
ФОРМА № 5-ПИ