+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОФСОЮЗОВ. БЕЛЬГИЯ. БРЮССЕЛЬ

Европейская Федерация профсоюзов общественного обслуживания

Профсоюзные деятели государственной службы из Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы встретились онлайн на прошлой неделе, чтобы обсудить проблемы, с которыми они сталкиваются при отстаивании своих основных прав на организацию, ведение переговоров и проведение забастовок, а также обеспечение того, чтобы все работники защищены положениями МОТ или ЕС о труде.

Встреча стала второй региональной конференцией двухлетнего проекта по защите прав профсоюзов, который осуществляется совместно EPSU и Европейскими федерациями полиции (EuroCOP) и военнослужащих (EUROMIL). Проект, финансируемый Европейской комиссией, был  запущен  в мае и направлен на необходимость защиты и расширения прав профсоюзов для всех государственных служащих и предотвращения использования правительствами ЕС возможности освобождения миллионов работников государственного сектора от Директива ЕС о прозрачности и предсказуемости условий труда (TPWCD).

На встрече обсуждались:

– Права профсоюзов в сфере общественных услуг в Болгарии, Чехии, Венгрии, Румынии и Словакии;

– Роль европейского социального диалога;

– Транспонирование TPWCD во внутреннее законодательство;

– Правовые стратегии защиты и расширения прав профсоюзов;

– Важность Конвенции 151 Международной организации труда (МОТ) о трудовых отношениях в сфере общественных услуг.

Права профсоюзов в сфере государственных услуг

Александр де Беккер из Гентского университета, руководитель группы, проводящей базовые исследования для проекта, начал встречу с обзора пяти стран ЕС. Он, в частности, отметил проблемы, с которыми сталкиваются профсоюзы государственных служащих как в Венгрии, так и в Румынии, где права на ведение коллективных переговоров были ограничены, при этом недавние свидетельства из Румынии также свидетельствуют о попытках правительства запугать лидеров профсоюзов.

Ситуация для профсоюзов государственных служащих в Болгарии, Чешской Республике и Словакии была менее сложной, но по-прежнему существовала некоторая озабоченность по поводу того, насколько возможны коллективные переговоры по поводу оплаты труда. Несмотря на некоторое ослабление ограничений права государственных служащих на забастовку в Болгарии, там все еще существовали значительные ограничения, с которыми сталкивались государственные служащие, как и в Чешской и Словацкой республиках.

Десислава Янева из строительного и водного союза FCW-Подкрепа в Болгарии более подробно объяснила ситуацию в Болгарии и важность статей Конституции, касающихся права на собрания, которые также влияют на право на забастовку.

Виктория Сеч из профсоюза работников сферы ухода за детьми BDDSz в Венгрии разъяснила степень ограничений права на забастовку и конкретные проблемы, вытекающие из соглашения 1994 года, подписанного пятью профсоюзами, которое составляет основу нынешних договоренностей. Она также объяснила, что проблема профсоюзов государственных служащих часто заключается в отсутствии эквивалентного работодателя в государственном секторе, с которым можно было бы вести переговоры.

Ян Паулех из военного профсоюза SV SR в Словакии объяснил, как его профсоюз добивался своего права на организацию, и что, хотя был достигнут некоторый прогресс, это все еще длительный судебный процесс с участием офиса омбудсмена и, в конечном итоге, конституционного корт.

Принимая во внимание участие профсоюзов из-за пределов ЕС (из Молдовы и России), было также отмечено, что в рамках проекта можно рассмотреть вопрос о том, как европейские институты могут сыграть роль во влиянии на защиту и укрепление прав профсоюзов в соседних странах, в частности те, кто в Восточном партнерстве.

Европейский социальный диалог

Надя Салсон из ЕФПОО, ответственная за национальное и европейское управление, рассказала о роли европейского социального диалога, его потенциале для укрепления прав профсоюзов и о том, в какой степени Европейский столп социальных прав может обеспечить поддержку социального диалога в обеих странах. национальный и европейский уровни. Она объяснила юридический вызов ЕФПОО Европейской комиссии и последствия  недавнего постановления,  которое фактически дает Комиссии полную свободу действий в отношении передачи соглашений с социальными партнерами в Европейский совет для выполнения в качестве директив.

Надя продолжила обрисовывать последние события с Европейской комиссией, проводящей процесс консультаций по обзору социального диалога в европейском секторе, пообещав установить новые рамки. Хотя профсоюзы готовы внести свой вклад в эту инициативу, особенно если она включает разъяснение правил, касающихся соглашений и директив, были некоторые опасения по поводу того, как Комиссия руководила процессом, ее отношением к отраслевому социальному диалогу и ее намерениями в отношении финансирования.

В ходе дискуссии также рассматривались возможности распространения европейского социального диалога на военный и полицейский персонал и степень, в которой могут существовать возможности для инноваций в отношении рабочих групп подсектора, которые могли бы встречаться в рамках отраслевых социальных диалогов в центральном правительстве и / или или местное или региональное правительство.

Директива о прозрачных и предсказуемых условиях труда

Одна из целей этого проекта по защите прав профсоюзов — следить за переносом Директивы о прозрачных и предсказуемых условиях труда (TPWCD) на национальный уровень. Надя объяснила, что все три федерации беспокоит, воспользуется ли какое-либо государство-член ЕС положением, которое позволяет исключить государственных служащих, полицейский и военный персонал, а также тех, кто оказывает экстренные государственные услуги.

Ссылаясь на  отчет экспертов Комиссии  о транспонировании Директивы, она изложила ряд важных моментов из директивы, законодательства ЕС и прецедентного права, которые могут помочь профсоюзам на национальном уровне предотвратить любое исключение или, по крайней мере, ограничить его влияние. Помимо этой конкретной директивы, Надя также подняла более широкий вопрос о непоследовательном подходе к государственным служащим в социальном законодательстве ЕС.

Правовые стратегии

Профсоюзы имеют возможность защищать и отстаивать свои основные права, рассматривая дела через международные органы, такие как Международная организация труда (МОТ) и Комитет Совета Европы, занимающийся Европейской социальной хартией (ESC), которая предусматривает как индивидуальные, так и коллективные права. системы подачи жалоб в случае нарушения трудовых прав

Возможные правовые стратегии были изложены Стефаном Клаувартом, старшим советником ETUC по профсоюзам и правам человека. Он объяснил различные процедуры и возможности, отметив также проблемы, связанные с объединением дел с Международной конфедерацией профсоюзов, а не с координацией ETUC каких-либо действий в отношении МОТ.

Стефан сосредоточил внимание на роли ESC как более полезного и практичного пути для продвижения, отметив, что это также актуально для профсоюзов государственных служащих, не входящих в ЕС, в таких странах, как Молдова и Россия. Он пояснил, что большинство стран должны будут представить отчеты в ESC к апрелю 2022 года, и это может предоставить возможность для координации между федерациями и соответствующими национальными членскими организациями при реагировании на некоторые из них. Стефан также предположил, что, возможно, стоит подать сравнительный отчет в ESC к концу года, чтобы осветить некоторые из основных проблем трех федераций, не в последнюю очередь для Венгрии и Румынии. Наконец, он также сказал, что процесс рассмотрения отчетов будет продолжен в конце 2022 — начале 2023 года, что даст федерациям и их членским организациям дополнительные возможности для вмешательства.

МОТ 151 – трудовые отношения в государственных службах

В то время как основные фундаментальные права на организацию и ведение переговоров изложены в конвенциях 87 и 98 МОТ, конвенция 151 о трудовых отношениях в сфере государственных услуг предоставляет ряд дополнительных прав, которые могут помочь профсоюзам государственных служащих. В предварительно записанном видео Карлос Каррион Креспо, эксперт МОТ по общественным услугам, обрисовал основные статьи конвенции.

Карлос подчеркнул, что позиция Комитета экспертов МОТ заключалась в том, что было законно исключать небольшую группу рабочих – тех высокопоставленных должностных лиц, ответственных за управление государством, — из освещения основных прав на организацию, ведение переговоров и проведение забастовок. Он также ясно дал понять, что, хотя МОТ оставила на усмотрение национальных правительств вопрос о том, предоставляют ли они эти права военнослужащим и полицейским, это не должно рассматриваться как оправдание их отстранения от осуществления этих прав.

Завершая встречу, Эммануэль Джейкоб (EUROMIL) и Ричард Понд (EPSU) сделали ряд выводов, в том числе:

Необходимость продолжать отслеживать ситуацию в странах, сталкивающихся с серьезными проблемами, в частности, в Венгрии и Румынии, и обеспечивать их отражение в отчете по проекту;

Оценить, в какой степени запрещаются или ограничиваются коллективные переговоры о заработной плате и становится ли это более проблематичным; а также

Подумать, как максимально использовать возможности, предоставляемые Европейским социальным комитетом Совета Европы, для вмешательства, как на уровне страны, так и на европейском уровне.

 

Перевод помощника Председателя Профсоюза по международной работе Е. Иванниковой

 

Источник https://www.epsu.org/