+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

По вопросу отражения информации о материальной помощи

В связи с поступающими в адрес ЦК Профсоюза обращениями по вопросу отражения информации о полученной из средств профсоюзной организации материальной помощи в разделе «Доходы» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, считаем необходимым пояснить следующее.

Действующее законодательство не разъясняет понятие материальной помощи, получаемой работником (служащим) от профессионального союза. Однако такие выплаты могут быть установлены, если в организации (учреждении) действует профсоюзная организация, которая и утверждает соответствующее положение, либо принимает иное решение, регулирующее выплату материальной помощи.

Средства, идущие на выплату Профсоюзом материальной помощи своим членам, формируются из профсоюзных взносов и выплачиваются на основании личного заявления члена Профсоюза в соответствии с решением коллегиального органа профсоюзной организации. Точный размер выделяемой материальной помощи определяется индивидуально, в каждом конкретном случае, и при условии затруднительного материального положения обратившегося.

Выплаты, которые осуществляются профсоюзной организацией периодически (к примеру, раз в год) и не обусловлены указанными выше причинами, не могут являться материальной помощью, но также их нельзя расценивать и как возврат собственных денежных средств (члена Профсоюза), поскольку членские взносы, перечисленные работодателем на счет профсоюзной организации, являются собственностью этой организации и должны быть использованы ею по целевому назначению в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов, в том числе и на выплату материальной помощи.

Независимо от того являются ли выплаты, производимые профсоюзными организациями, материальной помощью или не являются таковой, в соответствии с пунктом 31 статьи 217 Налогового кодекса РФ они не подлежат налогообложению (за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей). Вместе с тем, указанные выплаты должны быть в обязательном порядке отражены в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемой в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.

Так, частью 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» представление сведений о себе и членах своей семьи (супруг/супруга и несовершеннолетние дети), в том числе сведений о полученных доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предусмотрено в качестве одной из основных обязанностей для:

– лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации;

– лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе муниципальные должности депутатов представительных органов сельских поселений и осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе;

– государственных и муниципальных служащих, замещающих должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

– работников государственных корпораций (компаний, публично-правовых компаний), Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций;

– лиц, замещающих должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, иные должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

– работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в данных организациях, включенные в перечни, утвержденные федеральными государственными органами;

– атамана Всероссийского казачьего общества и атаманов войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

– уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее — финансовый уполномоченный), руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

– граждан, претендующих на замещение указанных выше должностей;

– иных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Невыполнение лицами из приведенного выше перечня возложенной на них обязанности представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в зависимости от соответствующего статуса этих лиц будет являться основанием для отказа в приеме на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения, либо же будет являться правонарушением, влекущим освобождение от уже замещаемых должностей, увольнения со службы или с работы.

Порядок представления указанных сведений, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законами субъектов Российской Федерации также могут быть установлены иные особенности представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указом Президента РФ от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» утверждена обязательная форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В соответствии с пунктом 25 Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Минтруд России) осуществляет оказание консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции федеральным государственным органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, а также уполномочено издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы по данным вопросам.

Реализуя указанные полномочия Минтруд России ежегодно готовит Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки. Методические рекомендации разработаны с целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом Российской Федерации.

В форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера имеется строка 6 «Иные доходы» в которой указываются доходы, не отраженные в строках 1 — 5 справки.       

В Методических рекомендациях по заполнению формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год) в разделе I «Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» в подпункте 27 пункта 73 «Иные доходы», установлено, что выплаты членам профсоюзных организаций, полученные от данных профсоюзных организаций, указываются в строке 6 «Иные доходы» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Пунктом 2 раздела 4 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 24 апреля 2015 г. N 47 федеральным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным корпорациям (компаниям), фондам и иным организациям, созданным Российской Федерацией на основании законов, а также организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, поручено при реализации требований законодательства о противодействии коррупции руководствоваться издаваемыми Минтрудом России методическими рекомендациями и другими инструктивно-методическими материалами.

Учитывая изложенное, лица, обязанные представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должны при заполнении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководствоваться указанными Методическими рекомендациями Минтруда России.

С Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядком заполнения соответствующей формы справки можно ознакомиться по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/anticorruption/Methods/13

 

Юридический отдел ЦК Профсоюза