+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

Об отказе в приеме в члены Профсоюза 17.04.2014 г.

 

В Профсоюз обратилась  председатель Псковской областной организации Профсоюза Васильева Н.А. по следующему вопросу.

В июле 2013 года заместитель директора ФГУП «Охрана» МВД России по Псковской области Е. обратился в профком данной организации с заявлением о приеме в члены профсоюза. Данное заявление было рассмотрено профкомом по итогам которого было принято решение воздержаться от принятия решения по данному вопросу в связи с тем, что данный работник имеет дисциплинарное взыскание, кроме того, им получено уведомление о возможном предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации.

По данному факту Е. обратился в прокуратуру Псковской области с жалобой на нарушение его права на вступление в профсоюз.

По результатам проверки жалобы Е. прокуратурой было направлено представление Псковской областной организации профсоюза об устранении нарушений законодательства о профсоюзной деятельности путем отмены решения профкома и обеспечения рассмотрения заявления Е. о принятии в члены первичной профсоюзной организации в соответствии с Уставом Профсоюза.

В ответ на представление прокуратуры было указано, что нарушений законодательства допущено не было, поскольку порядок приема в члены профсоюза установлен Уставом и положением о первичных организациях и не регулируются нормами действующего законодательства. Вопрос о приеме в члены профсоюза решается профкомом самостоятельно. Кроме того на момент получения представления прокуратуры Е. уже не состоял в трудовых отношениях с ФГУП «Охрана».

В январе 2014 года состоялась встреча с представителями прокуратуры, председателем Псковского облслвпрофа, председателем Псковской областной организации профсоюза, председателем первички ФГУП «Охрана» и руководителем инспекции труда Псковского облсовпрофа.

В ходе встречи представителем прокуратуры было указано, что она усматривает в сложившейся ситуации нарушение права Е.  на вступление в профсоюз, поскольку действующие документы, утвержденные ЦК Профсоюза не закрепляют оснований, по которым профком может принять решение об отказе в приеме работника в члены профсоюза. В связи с чем любой отказ профкома в приеме в члены профсоюза вне зависимости от его оснований следует рассматривать как препятствие в реализации работником предоставленного законом права на вступление в профсоюз.

На основании изложенного, во избежание возникновения споров с органами прокуратуры по вопросам приема в члены профсоюза, Васильева предложила рассмотреть вопрос внесения в Общее положение о первичных профсоюзных организациях, утвержденного постановлением ЦК, перечня оснований, по которым профком может выносить решение об отказе работнику в приеме в члены профсоюза.

По данному предложению мы провели анализ действующего законодательства и правоприменительной практики.

В статье 2 Федерального закона «О профессиональных союзах»  закреплено право каждого свободно и по своему усмотрению решать вопрос о вступлении в профсоюз, выходе из него и занятии профсоюзной деятельностью.

На практике все чаще руководители первичных профсоюзных организаций сталкиваются с проблемой толкования степени свободы первичных профсоюзных организаций при принятии решения о приеме работника в члены профсоюза. Может ли норма п. 2 настоящей статьи трактоваться таким образом, что первичная профсоюзная организация не вправе отказать в приеме в члены профсоюза работнику, письменно изъявившему такое желание? Большинство специалистов считают, что профсоюзная организация не вправе отказать гражданину в приеме в члены профсоюза. Однако, судебная практика показывает, что в отдельных случаях суды признают право первичных профсоюзных организаций отказывать работникам во вступлении в члены профсоюза.

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.     Из данной конституционной нормы во взаимосвязи со статьей 37 Конституции Российской Федерации вытекает обязанность государства обеспечивать свободу деятельности профсоюзов в целях надлежащего представительства и защиты социально-трудовых прав граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами.

ФЗ о профсоюзах не содержит оснований, по которым первичная профсоюзная организация может отказать в приеме в члены профсоюза. Вместе с тем, статья 2 Конвенции № 87 МОТ «О свободе ассоциации и защите права на организацию» закрепляет право трудящихся вступать в организации (профсоюзы) при единственном условии — подчинении их уставам этих организаций (профсоюзов). Отсюда может следовать, что первичная профсоюзная организация вправе отказать работнику, подавшему заявление на вступление в профсоюз в том случае, если считает, что данный работник допускал действия, противоречащие уставу. Например, как правило, все уставы содержат норму, обязывающую члена профсоюза заботиться об авторитете своего профсоюза и не допускать действий, дискредитирующих профсоюз. Поэтому, если работник допускал подобные действия, ему вполне может быть отказано в приеме в профсоюз. Кроме того, уставы некоторых профсоюзов содержат запрет на одновременное членство в двух профсоюзах, в этом случае отказ также является обоснованным.

 

Существующая судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Например, Новгородский суд удовлетворил иск гражданина, предъявленный к первичке. Которым обязал первичку принять гражданина в члены профсоюза, мотивируя свое решение тем, что законодательство, закрепляя право каждого на вступление в действующие профсоюзы, тем не менее не содержит оснований для отказа во вступлении в профсоюз. Однако данное решение суда было отменено вышестоящим судом, а производство по делу прекращено в связи с тем, что предмет искового заявления был связан с применением норм Устава, а законодательство закрепляет свободу деятельности профсоюзов, запрещая при этом вмешательство государственных органов во внутреннюю деятельность. В обосновании своего решения суд исходил из следующего.

          В соответствии со ст. 5 Закона профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

      Профессиональные союзы, являясь самоуправляющимися и независимыми в своей деятельности общественными объединениями граждан, самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, в том числе определяют порядок осуществления тех или иных юридически значимых действий.

      Нормы международного права и законодательства РФ предусматривают не только право граждан на объединение, но и права таких объединений.

      Приведенные выше положения являются гарантией как права граждан на объединение, так и права профсоюзов на свободу деятельности, а также на свободу от всякого вмешательства и ограничений.  Право граждан на объединение и  права профсоюзов как объединений, взаимосвязаны. Соблюдение прав профсоюзов является гарантией соблюдения прав граждан на объединение.

     Из этого следует вывод о том, что существование права гражданина на вступление в профсоюз не влечет за собой безусловную обязанность у организации, перед которой заявлено требование о принятии в ее членство, удовлетворить заявленную просьбу. Принятие в члены профсоюза путем преодоления судебным решением волеизъявления профсоюзной организации явится необоснованным вмешательством в его деятельность.

Другой суд принял иное решение. И мотивировал его следующими положениями законов.

В соответствии положениями Федерального закона от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» право граждан на объединение включает в себя право вступать в существующие общественные объединения, создание общественных объединений способствует реализации права и законных интересов граждан. Общественные объединения и отдельные граждане несут равную ответственность за соблюдение ФЗ «Об общественных объединениях» и других законов об отдельных видах общественных объединений. Граждане, чьи права, предоставленные ФЗ «Об общественных объединениях» и другими законами об отдельных видах общественных объединений оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы.

 

Согласно ст.2 Федерального закона от 12 января 1996г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»:

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

 

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

 

Обстоятельства которые послужили отказом в принятии в члены профсоюза работника суд признал несостоятельными и признал незаконным протокол заседания профсоюзного комитета в части отказа работнику в приеме в первичную организации профсоюза. Кроме того, обязал полномочный орган первичной организации профсоюза принять работника в члены первичной профсоюзной организации, с выдачей документов удостоверяющих членство в профсоюзе предприятия.

 

В связи с этим полагаем, что при принятии решения о приеме в члены профсоюза или об отказе в приеме в члены профсоюза уполномоченный орган должен исходить из того, являются ли вескими аргументы и доказательства несоблюдения гражданином (работником) положений Устава профсоюза, с тем, что бы отстаивать в случае судебного разбирательства свои позиции в суде.

Что касается вмешательства прокуратуры в досудебном порядке считаем, что данное вмешательство незаконно, поскольку  явно нарушаются положения ст.5 Закона о профсоюзах, т.к. вопрос о неправомерности отказа в приеме в члены Профсоюза должен был быть рассмотрен в судебном порядке.

По вопросу внесения изменений в Устав Профсоюза и в Положение о первичных организациях положений содержащих  предварительные ограничения или условия для вступления в Профсоюз полагаем, что такие положения могут быть расценены Минюстом как нарушение ст.2 Закона о профсоюзах и, соответственно, как нарушение иных норм российского и международного законодательства обеспечивающего основные права граждан.

 

Данный вопрос был рассмотрен на заседании Президиума Профсоюза 17 апреля 2014 года.

 

 

 

 

 

Секретарь ЦК Профсоюза – помощник Председателя Профсоюза по юридическим и экономическим вопросам О.Н. Троицкая