+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

Вопросы гендерного равенства в условиях пандемии

Пандемия не должна оказывать больший вред женщинам.

Женщины составляют большую долю работников в остановившихся отраслях промышленности, и они обычно берут на себя больше неоплачиваемого труда по дому, включая уход за детьми.

Это один из наиболее широко обсуждаемых рисков в начале пандемии: женщины, которые, казалось, меньше страдали от болезни COVID-19, вероятно, заплатили бы более высокую экономическую цену, чем мужчины. Доказательства у всех на виду. Женщины составляют большую долю работников в остановившихся отраслях, и они обычно несут больше неоплачиваемого труда дома. Для них было более сложной задачей сохранить свою работу и продолжать работать.

Некоторые страны добились большего успеха, чем другие, в сохранении занятости женщин, что пролило свет на эффективность таких стратегий, как обеспечение доступности ухода за детьми и адресная поддержка наиболее пострадавшим секторам. Если политики хотят ускорить выздоровление от COVID, им нужно будет расширить некоторые из этих примеров.

По данным Организации Объединенных Наций, которая отслеживала реакцию правительства на кризис в своем Глобальном трекере гендерного реагирования на COVID-19, лишь немногие политики были конкретно нацелены на проблемы женщин. Из примерно 1300 мер социальной защиты на рынке труда, принятых в 200 странах, менее одной пятой были «гендерно чувствительными», что означает, что они считали экономическую безопасность женщин и ответственность за неоплачиваемый уход. Последствия этого были очевидны.

Посмотрите на Европейский Союз. Несмотря на стимулы в размере сотен миллиардов долларов, что эквивалентно более чем 10% годового ВВП в более крупных странах, занятость значительно снизилась в секторах розничной торговли, туризма и гостеприимства, где женщины составляют более 60% рабочей силы. Женская безработица сейчас составляет 8,1%, а мужская – 7,2%.

Даже когда женщины могли сохранить свою работу, многие были вынуждены сократить свои часы из-за увеличения обязанностей по уходу и обучению. Анализ, проведенный Международной организацией труда, которая изучила ежемесячную заработную плату в 28 европейских странах, показывает, что даже с субсидиями, заработная плата женщин в среднем уменьшалась на 6,9% в результате меньшего количества часов работы по сравнению с уменьшением на 4,7% у мужчин.

Разрыв был самым большим в некоторых ведущих экономиках Европы. В Германии снижение заработной платы женщин на 8,6% в первой половине этого года было почти вдвое больше, чем у мужчин. В Великобритании заработки женщин снизились на 12,9%, что почти вдвое больше, чем у мужчин.

Пожалуй, больше всего беспокоит скорость, с которой женщины полностью уходят с работы. В нескольких странах с развитой экономикой, включая США, Канаду и Японию, увеличился разрыв между активными мужчинами и женщинами в составе рабочей силы. Одно из исследований в Европе показало, что 4% женщин, потерявших работу во время пандемии, перестали искать работу, по сравнению с 1% мужчин. Предыдущие кризисы показали, что как только кто-то уходит с рынка труда, могут пройти годы, прежде чем он вернется на него.

Некоторые правительства пошли на шаг, который направил поддержку в сектор ухода за детьми и в сектор, где преобладают женщины, и помогли женщинам сохранить оплачиваемую работу.

В Великобритании детские сады были освобождены от уплаты налогов на недвижимость до 2021 года, а правительство предоставило семьям налоговые льготы по уходу за детьми. Согласно исследованию Института международной экономики Петерсона, подобные меры, которые препятствовали закрытию центров и обеспечивали семьям возможность оплачивать услуги по уходу, помогли женщинам сохранить свои рабочие места. Учитывая высокую стоимость ухода за детьми дошкольного возраста, предложение субсидий было особенно полезным, поскольку пандемия ударила по их доходам.

Британские предприятия розничной торговли, гостиничного бизнеса и досуга также имели право на получение денежной субсидии на сумму до 25 000 фунтов (34 000 долларов) весной, что помогло компаниям удержать персонал. С тех пор финансовая поддержка была расширена, чтобы помочь предприятиям пережить недавние блокировки.

В Австралии, где 16 из 36 принятых политических мер учитывали гендерные аспекты, правительство также предоставило бесплатные услуги по уходу за детьми примерно 1 миллиону семей. (Программа приостановила программу в июле, что вызвало серьезную критику.) В Норвегии вдвое увеличилось оплачиваемое время для ухода за маленькими детьми до 20 дней. Во время пандемии в стране наблюдалось сокращение гендерного разрыва в составе рабочей силы. Между тем, Канада пообещала представить национальный план ухода за детьми в бюджете следующего года.

Впереди еще много работы. По словам Симеона Дьянкова, старшего научного сотрудника Института Петерсона, правительствам необходимо профинансировать дальнейшее расширение системы ухода за детьми, иначе работающие матери будут по-прежнему вынуждены бросать работу и оставаться дома. Это только усугубит гендерное неравенство и замедлит восстановление экономики. Когда вы уволитесь, вернуться на рынок труда будет гораздо сложнее.

Более того, некоторые рабочие места (например, розничная торговля на улице) могут никогда не вернуться после пандемии. Таким образом, восстановление будет зависеть от того, смогут ли рабочие переквалифицироваться в другие отрасли, например, в технологические. Женщинам особенно потребуется время и поддержка, чтобы взяться за дело. На карту поставлены средства к существованию следующего поколения.

  

Элиза Мартинуцци – обозреватель Bloomberg Opinion, освещающий финансы.

  

Источник:

https://www.japantimes.co.jp

 

Перевод помощника Председателя Профсоюза по международной работе Е. Иванниковой