+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОФСОЮЗОВ. МОТ. ШВЕЙЦАРИЯ. ЖЕНЕВА

Оглядываясь назад, чтобы смотреть вперед: как будет выглядеть нормальный образ жизни?

Кризисы, например, вызванные COVID-19 , приносят изменения. Что предыдущие кризисы могут сказать нам о том, как эти изменения могут проявиться?

За последние 100 лет произошло семь кризисов, имевших поистине глобальные последствия. Две мировые войны (1914–18 и 1939–1945); две глобальные пандемии здоровья – испанский грипп (1918 г.) и ВИЧ / СПИД (с 1980-х гг.); один крупный политический кризис (1989 г. – окончание холодной войны); и два финансовых кризиса (1929 и 2008).

Все эти кризисы возникли в уникальных обстоятельствах по множеству причин. Тем не менее, мы можем сделать некоторые предварительные выводы, относящиеся к нашей сегодняшней ситуации.

Во-первых, вряд ли это новость, это то, что кризисы в области здравоохранения приводят к инновациям в сфере здравоохранения. Пенициллин был открыт в 1926 году за десятилетие, отмеченное достижениями медицины. В этом десятилетии были заложены основы современной фармацевтической промышленности. Акцент на гигиене привел к появлению новых компаний, таких как Unilever и Procter & Gamble.

В общем, инновации следуют за кризисами в области здравоохранения, политическими и (особенно) военными. Периоды после обеих мировых войн были наполнены инновациями, основанными на технологиях военного времени. Однако после экономического кризиса инновации останавливаются. Если мы возьмем патенты в США в качестве прокси, мы сможем проследить значительное замедление темпов роста после кризиса 1929 и 2008 годов. И за этими двумя финансовыми кризисами последовали периоды политической нестабильности, особенно в 1930-е годы, когда жестокий национализм привел к глобальной войне.

Социальный прогресс обычно следует за кризисом. В 1920-е и 30-е годы было создано огромное количество статей международного трудового права (28 конвенций МОТ, принятых в 1920-х годах, и 39 – в 1930-х годах). В вопросе прав женщин произошли изменения после Первой мировой войны. Система ООН и Декларация прав человека появились после Второй мировой войны. ВИЧ/СПИД заставил говорить о сексуальности, и многие считают, что это заложило основу для равенства в браке, которое последовало в 2000-х годах.

Итак, исходя из опыта предыдущих кризисов, чего нам ожидать от 2020-х годов?

Начнем с очевидного; из-за характера этого кризиса мы, вероятно, можем ожидать инноваций в фармацевтическом секторе и секторе здравоохранения.

В более широком смысле, экономика изменится. Новые секторы и компании появляются или расширяются, а старые уйдут. В 1920-х годах авиация взлетела, и консультирование по вопросам управления превратилось в основной бизнес (McKinsey была образована в 1926 году); в 1930-е годы это было здравоохранение и современный фармацевтический сектор; современный туризм в 1950-х годах (Best Western Hotels была основана в 1946 году, а в 1952 году – Holiday Inn).

Во время мирового финансового кризиса 2008 года в пятерку крупнейших компаний входили Exxon, General Electric, Microsoft, AT&T и P&G. Только двое из них сегодня входят в топ-10. Сегодня в пятерку крупнейших компаний входят Apple, Google, FB, Microsoft и Amazon.

Что еще? Людям нравится распускать волосы после кризиса. Джаз и рок-н-ролл возникли после мировых войн. В 1920-е годы возникли новые направления в искусстве (Баухаус и Ар-деко). Итак, ожидайте всплеска творчества в расширяющихся секторах искусства и развлечений.

Глобальный сбой в цепочках поставок, вызванный пандемией, вероятно, побудит компании ограничить свою подверженность рискам. Это, вероятно, приведет к гораздо большему использованию автоматизации и искусственного интеллекта потому, что эти технологии могут сделать производство товаров ближе к покупателям. Это имеет серьезные последствия для занятости.

Мы также убедились, что важные политические решения были приняты быстро и увенчались успехом.

Возьмем, к примеру, работу из дома (WFH). Без ежедневных поездок на работу не трудно увидеть и продуктивность, и финансовые выгоды. Ожидайте снижения потребности в больших, дорогих офисах в центре города. Возможно, это не конец офиса, но конец старого взгляда на офис. Это имеет более широкие последствия. Если «белым воротничкам» (возможно, до половины) не нужно сидеть в офисе каждый день, то им не нужно жить в дорогих городах. Таким образом, хотя города могут и не полностью опустошить элитную офисную недвижимость, им потребуется ее меньше. Это дает городам возможность переосмыслить свою бизнес-модель. Они могут стать творческими центрами, жилыми помещениями и развлекательными центрами.

Но может не хватать того, что делает великие города великими. Мигранты. COVID-19 остановил почти всю миграцию. Некоторые политические лидеры будут рассматривать текущие миграционные ограничения как возможность укрепить широкие и долгосрочные планы, подкрепляя общественные настроения, которые уже развивались в этом направлении. Это может означать, что города могут потерять этот ключевой, но часто недооцененный ингредиент, который делает их великими.

Кризис и реакция на него – это время великих идей: политических, экономических, социальных и научных. Некоторые из них привели к инновациям, которые улучшили жизнь миллионов людей, другие – к конфликтам и войнам.

Что бы мы ни ожидали в ближайшее десятилетие, мы можем с уверенностью ожидать одного – Больших Изменений.

 

Гэри Райнхарт, специалист по деятельности работодателей, DWT / CO-Pretoria

Источник: https://iloblog.org/

 

 

Перевод помощника Председателя Профсоюза по международной работе Е. Иванниковой