+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

Сокращение госслужащих: профсоюз против методов Минфина

Проект постановления Правительства РФ о порядке сокращения предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников госучреждений, а также об их материальном стимулировании вызвал резкую критику со стороны Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания (ПРГУ) РФ.

В числе прочего, отраслевой тред-юнион усматривает в нем опасность резкого увеличения нагрузки на и без того загруженных работой госслужащих. Кроме того, профлидеры недовольны предложенным в проекте принципом материального стимулирования работников госаппарата, и выражают сомнение, что сокращение численности чиновников вообще позволит адекватно увеличить их денежное содержание.

 

Вводное

Какие ассоциации возникают у большинства обывателей при слове «чиновник»? Скорее всего, отрицательные. — Человек на «тепленьком месте» с более чем хорошей зарплатой и персональным автомобилем. Но это лишь малая часть, так сказать вершина госаппарата. Основная же масса госслужащих, выполняющих рутинную, напряженную и очень нужную всем нам работу, навряд ли смогут похвастаться чрезмерным достатком.

«Зарплата молодых специалистов, прошедших конкурс и ставших госслужащими может не превышать 7 тысяч рублей. Ведь молодежь еще не имеет выслуги лет и присвоенного им классного чина государственной гражданской службы», — приводит пример Елена Григорьева, председатель Межрегиональной (территориальной) Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания (МРО ПРГУ) РФ.

Но, давайте обратимся к проекту постановления Правительства РФ, инициатором и разработчиком которого стало Министерство финансов России. Сегодня документ опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Это значит, что проект постановления находится в открытом доступе, поэтому мы в данной публикации, вместе с председателем Межрегиональной организации ПРГУ, обратим внимание лишь на два ключевых момента.

 

Как платить? И кому?

Начнем со стимулирующих выплат. В проекте постановления говорится, в частности, о том, что «пропорционально сокращению объема бюджетных ассигнований на оплату труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных ведомств, увеличивается объем бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих и работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».

«Это означает, что средства на стимулирующие выплаты фактически выводятся из фонда оплаты труда. Зачем?» — недоумевает Елена Григорьева, добавляя, что и сегодня распределение стимулирующих выплат, предусмотренных Федеральным Законом «О государственной гражданской службе» 79-ФЗ, руководители госучреждений в подавляющем большинстве производят без участия профсоюза.

Предлагаемые ныне изменения будут только способствовать неподконтрольности начисления стимулирующих выплат. И это при том, что, по словам председателя МРО ПРГУ, госслужащие часто перерабатывают, уходя с работы гораздо позже официального окончания работы, не имея никаких доплат за это.

«У нас, до сих пор, отсутствуют нормы труда госслужащих. В частности, нормы обслуживания, — продолжает Елена Григорьева. — Возьмем к примеру Федеральную налоговую службу, у которой ежегодно увеличивается количество налогоплательщиков. Кроме этого, в 2017 году в ее ведение передали и контроль за выплатами в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд и Фонд ОМС.  Да, им увеличили штаты, но еще больше увеличились объемы работы и нагрузка на инспекторов».

 

Всем спасибо»! Все свободны?

Теперь о самих возможных сокращениях. «Мы это уже проходили, — говорит профлидер, — когда в 2013 году было объявлено о сокращении госслужащих на 22%. Кстати, на этот раз, в проекте не названы конкретные объемы сокращения предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников госучреждений».

В то же время, подчеркивает наша собеседница, в в территориальных органах различных федеральных ведомств есть резерв вакансий, за счет которых можно было бы увеличить материальное стимулирование госслужащих и работников госучреждений.

Напомним, что последнее масштабное сокращение госслужащих проходило в три этапа: первый в 2013 году, второй в 2014-м и последний 2015 году. Правительство мотивировало необходимость такой меры тем, что высвободившиеся от сокращения этих 22% работников будут направлены на повышение окладов денежного содержания оставшимся госслужащим.

 

«Свежо предание, да верится с трудом»

«Однако, — отмечает Елена Григорьева, — этого так и не произошло. Указом от 17 октября 2013 года оклады госслужащих были повышены на 5,5%. И это оказалось последним повышением до настоящего момента. Теперь с 1 января 2018 года оклады госслужащих вновь увеличены теперь уже на 4,0%. Что это такое, если учесть, что оклад у госслужащего — чуть более 5 тысяч рублей, судите сами».

Анализируя опыт прошлого, председатель МРО ПРГУ выражает сомнения в том, что Правительство РФ сдержит свои обещания.

«Где те средства, которые высвободились вследствие сокращения гражданских служащих и работников с 2013 по 2015 годы? Их не было. А я напомню, что в 2013 году сократили 10% служащих, в в 2014 — 6% и в 2015-м 5%. Тем не менее, индексации зарплат оставшихся не последовало. Председатель нашего профсоюза Николай Водянов абсолютно прав, когда говорит о том, что это попытка еще больше загрузить обязанностями госслужащих пообещав им какую-то прибавку к заработной плате», — уверена Елена Григорьева.

По ее мнению, разговор о том, что можно сокращать госслужащих сегодня несостоятелен в принципе: «Помимо прочего, чтобы обосновать сокращения используют и такой предлог как внедрение новых технологий, в частности разного рода компьютерных программ, позволяющих обслуживать население. Но, во-первых они, что называется «сырые» в большинстве своем, а во-вторых, кто-то же должен их устанавливать, адаптировать, а также учить специалистов, как с ними работать».

Административная реформа, если она претендует на то, чтобы быть по-настоящему эффективной, не может реализовываться предложенными в проекте постановления методами, резюмирует профлидер госслужащих города и области.

Газета «Площадь Труда» Межрегионального Санкт-Петербурга и Ленинградской области Объединения организаций профсоюзов «Ленинградская федерация профсоюзов»

http://ploshadtruda.ru/2018/01/12/%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B8/%D1%81%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7-%D0%BF%D1%80%D0%BE