+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОФСОЮЗОВ. ЖЕНЕВА, ШВЕЙЦАРИЯ. МОТ

«Необычный бизнес»: как COVID-19 изменил формат будущей работы.

 

Перед пандемией уже было много дискуссий о значении технологии для будущей удаленной работы. Сообщение о Столетней Декларации МОТ по вопросу о будущем работы, принятой в июне 2019 года, ясно указано – будущее работы не предопределено, все зависит от нас.

Это будущее наступило раньше, чем ожидалось, так как многие страны, компании и работники перешли на дистанционную телеработу, чтобы сдержать передачу COVID-19, что кардинально изменило нашу работу. Удаленные виртуальные встречи в настоящее время стали обычным явлением, и экономическая активность возросла на ряде цифровых платформ.

Поскольку ограничения сняты, у всех на уме возникает вопрос: станет ли этот «необычный бизнес» «новым нормальным»?

Несколько крупных компаний в развитых странах уже заявили, что то, что было крупным и незапланированным пилотным проектом – дистанционная домашняя телеработа – станет стандартным способом организации труда. Сотрудникам не нужно ездить на работу, если они сами этого не хотят.

Это может быть причиной для празднования, для людей и планеты. Но идея прекращения «Офиса», безусловно, преувеличена. По оценкам МОТ, в странах с высоким уровнем дохода, 27 процентов работников могут работать удаленно из дома; они работают по типу офисной занятости и имеют доступ к технологической и телекоммуникационной инфраструктуре, которая делает это возможным. Но это не значит, что они будут продолжать работать удаленно.

Поскольку страны снимают ограничения, есть ли способ пожинать плоды полученного опыта – для работодателей и работников – не теряя при этом социальную и экономическую ценность труда как места? Как наш опыт может помочь нам адаптироваться к ближайшему будущему?

Удаленная работа имеет свои преимущества и недостатки.

Пандемический переход к удаленной работе позволил многим компаниям обеспечить немедленную безопасность своих сотрудников и продолжить работу. Исследования это подтверждают – при правильном стечении обстоятельств – работающем домашнем офисе, доступе к инструментам для совместной работы и предсказуемой рутине работы – удаленная телеработа может быть столь же продуктивной.

Те, кто мог перейти на удаленную работу во время кризиса в области здравоохранения, имели возможность содержать свою семью. Работа сразу стала ориентированной на человека, чтобы приспособить домашнее обучение и уход за детьми и пожилыми людьми.

Тем не менее, границы между рабочим временем и частным временем стали размытыми для этих людей, что усиливает стресс и подвергает их риску психического здоровья. Для многих переход к дистанционной телеработе во время кризиса в области здравоохранения усугубил чувство изоляции и потерю идентичности и цели. Виртуальные комнаты, какими бы повседневными ни были, пока мы их занимаем, не могут заменить социальную ценность работы и достоинство и чувство принадлежности, которые мы извлекаем из нее.

В условиях экономического спада и растущих показателей безработицы есть возможность участвовать в консультациях о том, как наилучшим образом использовать эти приспособления для достижения экономии средств, повышения производительности и сохранения рабочих мест. Это может означать сокращение рабочих недель или договоренности о распределении работы во избежание перебоев в трудные времена. Новая политика должна быть согласована с представителями профсоюзов, где они существуют, чтобы получить правильный баланс.

Цифровое преобразование работы и возможность работать удаленно также открывает новые возможности для включения. Пожилые, более опытные работники могут продлить свою трудовую жизнь на своих условиях. Те, кто живет в сельских общинах или за пределами столичных районов, могут получить доступ к возможностям трудоустройства, уменьшая географически обусловленную поляризацию доходов.

В то же время недавний опыт удаленной телеработы выявил глубокие линии разлома. Те, кто находится в верхних категориях дохода, могут предпочесть продолжить удаленную работу в будущем, в то время как те, кто находится в низших доходах, не имеют выбора, им придется ездить на работу и в результате они, скорее всего, будут иметь мало времени.

Мы должны знать, что исторически экономические шоки, пандемии и войны усугубляли неравенство.

Вопрос в том, будет ли это время тектоническим сдвигом, ведущим к росту политической и социальной нестабильности, или шоком, который вдохновляет нас укреплять основы справедливых обществ и принципы солидарности и демократического принятия решений, которые движут обществами, рынками труда и рабочие места в направлении равенства.

 

МОТ организует виртуальный Глобальный саммит высокого уровня по COVID-19 и сфере труда, чтобы проанализировать влияние COVID-19, сферы реагирования на работу и того, как построить лучшее будущее работы. Региональные мероприятия пройдут 1–2 июля, после чего пройдут три дня глобальных дискуссий, 7–9 июля.

 

 

Перевод помощника Председателя Профсоюза по международной работе Е. Иванниковой