+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОФСОЮЗОВ. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ЛОНДОН

Конгресс профсоюзов Великобритании

Исследование. Возможности и угрозы для госсектора от цифровизации.

В 2021 году правительство подтвердило свою приверженность преобразованию государственных услуг за счет оцифровки. В этом отчете рассматривается влияние этого решения, особенно на рабочую силу. Мы рассмотрим риски и возможности цифровизации рабочих мест, навыков и условий труда.

После пандемии Covid-19 темпы цифровизации ускорились во всех сферах экономики. В государственном секторе оцифровка, как и все новые технологии, хороша или плоха лишь в зависимости от того, для чего она используется.

В 2019 году Институт государственного управления (IfG) определил 19 проектов на общую сумму 38 млрд. фунтов стерлингов, направленных на оцифровку государственных услуг. В их отчете подчеркиваются риски и требования, о которых правительство и более широкий государственный сектор должны знать при оцифровке услуг.

Цифровизация предлагает экономию государственных средств и потенциальное улучшение услуг. Однако эти ожидания могут быть бесполезными и нереалистичными.

Они не осознают неопределенность, присущую цифровой трансформации, привязывая программы к фиксированным и нереалистичным временным рамкам.

Профсоюзы государственного сектора должны быть в авангарде процесса интеграции новых технологий и адаптации к новым методам работы, которые они создают, чтобы работники могли максимально использовать преимущества этих широкомасштабных преобразований.

Возможности

Цифровизация дает возможность улучшить качество работы и услуг, которые получает население. Например, благодаря более персонализированному здравоохранению, которому способствует обмен оцифрованной информацией между разными службами. Но это также предоставляет новые возможности профсоюзам для организации и мобилизации в этом секторе.

Цифровизация позволила повысить гибкость. Роли, которые ранее требовали присутствия персонала в офисе, теперь можно выполнять дома. Это стало актуальным во время пандемии, когда поездки на работу и обратно, а также встречи часто не поощрялись.

В результате работодатели также ощущают влияние пандемии. В 2021 году ACAS сообщила, что половина работодателей ожидала от своих сотрудников более гибких рабочих запросов, а 55% ожидали, что больше сотрудников будут работать из дома или удаленно, по крайней мере, часть недели.

До пандемии 80% приемов у врачей общей практики проводились лично. С началом пандемии этот показатель упал ниже 50%, и удаленные встречи по-прежнему составляют значительную долю от общего числа. Хотя у личных встреч есть явные преимущества, увеличение количества цифровых встреч позволило увеличить общее количество встреч выше допандемического уровня. Это не устраняет необходимости в больших инвестициях в количество врачей общей практики (и в службу здравоохранения в целом), но указывает на ценность использования технологий для обеспечения более гибкого предоставления услуг.

Организация

Пандемия Covid-19 вынудила радикально изменить методы работы государственных служб. Профсоюзам в этом секторе пришлось приспосабливаться к более рассредоточенным и раздробленным рабочим местам.

Организация в цифровом ландшафте поставила перед торговыми представителями новые задачи. Это также создало возможности, особенно для членов с ограниченными возможностями или тех, у кого есть обязательства по уходу, которые, возможно, столкнулись с препятствиями на пути к участию в традиционных организациях, требующих физического присутствия.

За последние 18 месяцев мы стали свидетелями того, как профсоюзы государственных служащих адаптировались к возросшему объему надомной работы и использовали инновационные цифровые методы для привлечения и расширения своего членства.

В январе 2021 года Национальный союз образования (NEU) провел собрание, в котором приняли участие рекордное количество членов – более 400000. На совещании были согласованы четкие требования, чтобы сотрудники не возвращались к очным занятиям, когда это было небезопасно. Правительство было вынуждено отказаться от полного возвращения в школы.

В июне 2021 года члены GMB в фонде Airedale NHS провели успешную кампанию по улучшению оплаты и условий труда. Кампания широко использовала цифровые инструменты, включая петицию онлайн-сообщества и инструменты для написания писем.

Это важные примеры, на которых движение может учиться и развиваться, чтобы рабочие могли продолжать доступ к профсоюзам в физических и цифровых рабочих местах.

Несмотря на то, что пандемия создала серьезные проблемы и потребовала изменений в фокусе и способах работы, представители и ULR по-прежнему сообщали о некоторых преимуществах усиления цифровизации.

Более трети считают, что характер их роли значительно изменился во время пандемии. Респонденты ссылаются на увеличение рабочей нагрузки и повышенное внимание к здоровью, безопасности и психическому здоровью.

Сорок девять процентов торговых представителей и ULR, которые работали из дома, считают, что они менее эффективны, но сорок один процент считает, что они одинаково эффективны в этой роли. Представители ULR подчеркнули, что основным преимуществом является предоставление доступа к обучению без необходимости поездок, а также другие гибкие возможности, в том числе включение обучения в напряженный рабочий график, проведение более коротких онлайн-сессий по сравнению с однодневными или многодневными курсами и окончание проблема с тем, что занятия в классе не проводятся из-за малого количества зарегистрированных.

Лучшие услуги

Цифровизация открывает перспективы улучшения характера работы государственного сектора. Услуги, предоставляемые за счет оцифровки процессов и обмена информацией, облегчают интеграцию, повышают эффективность и персонализацию.

Например, общие бухгалтерские операции, выдача наличных и финансовый контроль, которые осуществляются несколькими государственными ведомствами – все это хорошие кандидаты на оцифровку. Это может сделать процессы более быстрыми и эффективными.

Цифровизация государственных услуг может «озеленить» наши государственные услуги и помочь правительству реализовать свои амбиции по достижению нулевого уровня выбросов с помощью инструментов управления энергопотреблением. И это может проложить путь к большей интеграции наших общедоступных служб, обеспечивая обмен информацией между службами.

Для реализации любого из этих преимуществ необходимы четкие руководящие принципы, гарантия качества и консультации с участием и учет рабочей силы и признанных профсоюзов.

В отсутствие этих гарантий существуют значительные риски для работников государственного сектора при оцифровке. Мы исследуем их далее.

Риски. Деквалификация и потеря работы

Влияние цифровизации на рабочие места в государственном секторе будет зависеть от технологических инноваций и их внедрения, но вполне вероятно, что некоторые рабочие места будут потеряны, а новые будут созданы. По оценкам ОЭСР, 14% работников во всем мире потеряют работу из-за цифровизации. Британский профсоюз Unite считает, что более 230 000 из его 1,4 миллиона членов могут потерять работу к 2035 году, при этом многие работники служб здравоохранения и местных органов власти окажутся в опасности.

По оценкам, даже там, где рабочие места не теряются и не создаются, 60% профессий могут автоматизировать не менее одной трети своих повседневных задач. Эта трансформация потребует новых навыков от рабочей силы. Работникам потребуется доступ к переподготовке и возможность развивать новые цифровые навыки.

Однако доступ к обучению в государственном секторе неодинаков. Около 20 процентов взрослых, занимающихся низкоквалифицированной работой, имеют доступ к обучению по сравнению с 60 процентами взрослых, занимающихся высококвалифицированной работой. Это означает, что многие из тех, чья работа, скорее всего, будет потеряна из-за автоматизации, имеют наименьшие шансы получить доступ к обучению, необходимому им для сохранения занятости.

Цифровизация может изменить опыт работы людей и удовлетворение, которое они получают от выполнения своей работы. В Швеции внедрение новых систем ИКТ привело к деквалификации и лишению рабочей силы опыта. Ряд невидимых навыков и знаний, накопленных рабочими, оказались бесполезными из-за технологических изменений, и их работа стала более монотонной. Рабочие чувствовали, что из агентов своей работы они превратились в жертвы процесса.

Профсоюзы могут играть важную роль в посредничестве в этих процессах и управлении изменениями, обеспечивая учет интересов работников и защиту их интересов.

Влияние цифровизации на трудовые отношения

Помимо изменения характера работы в государственном секторе, цифровизация повлияет на трудовые отношения. Воздействие будет происходить на разных этапах, включая найм, линейные управленческие функции, мониторинг и надзор, прекращение трудовых отношений и влияние на коллективные действия.

Последствия для работников, которыми управляет ИИ, значительны. Тем не менее, предыдущее исследование TUC предполагает, что интересы рабочих часто могут быть маргинализированы или упущены из виду, когда на работе внедряются новые технологии, что свидетельствует о необходимости сильного представительства профсоюзов.

Использование ИИ в управлении персоналом также может повлиять на трудовые права работников. Например, новая технология может привести к дискриминационным и несправедливым результатам для работников, их право человека на неприкосновенность частной жизни может быть нарушено, а их данные могут не обрабатываться в соответствии с законом о защите данных. Кроме того, существуют значительные последствия для физического и психического благополучия работников, например, когда работники испытывают экстремальный стресс и давление из-за постоянной оценки и мониторинга производительности в режиме реального времени, управляемой искусственным интеллектом.

Рабочие в группе риска

Цифровизация дает возможность улучшить стандарты труда многих работников. Это изменит навыки, требуемые от рабочей силы, и приведет к некоторой потере рабочих мест, а также к созданию новых рабочих мест. Некоторые профессии в государственном секторе легче автоматизировать: такие области, как государственное управление и финансы, по сравнению с другими, такими как здравоохранение, образование и социальная помощь. Однако, маловероятно, что какая-либо сфера государственного сектора останется нетронутой последствиями цифровизации.

Без инвестиций в обучение на протяжении всей жизни и возможностей для переподготовки и повышения квалификации многие работники государственного сектора чувствуют себя неподготовленными к оцифровке и справедливо обеспокоены тем, что это представляет собой посягательство на их работу и условия.

Демография риска

Цифровизация не будет принимать форму единого, согласованного и непрерывного процесса с односторонними последствиями для всего общества. Влияние цифровых технологий будет по-разному ощущаться разными группами работников.

Потенциал оцифровки рабочих мест одинаков для женщин и мужчин в возрасте от 20 до 40 лет, но вероятность того, что женщины будут более затронуты, возрастает по мере взросления группы. По оценкам Управления национальной статистики (ONS), женщины занимают 70,2% рабочих мест с «высоким риском», то есть с наибольшей долей составных задач, которые можно было бы автоматизировать. Это связано с возрастом, отчасти потому, что по мере взросления женщины с большей вероятностью будут работать неполный рабочий день, а неполный рабочий день более сконцентрирован на рабочих ролях с более высоким риском автоматизации. Опрос, проведенный профсоюзом UNISON, показал, что работники, занятые неполный рабочий день, с меньшей вероятностью проходили какое-либо обучение на работе и с меньшей вероятностью проходили обучение по «рабочим причинам».

Таким образом, потеря рабочих мест в государственном секторе из-за оцифровки может серьезно дестабилизировать эти области, многие из которых находятся в так называемой красной стене, которая впервые проголосовала за консерваторов в 2019 году.

В целом на занятость мужчин больше влияет этническая принадлежность. Тем не менее, женщины-мигранты, скорее всего, столкнутся с тем, что цифровизация повлияет на их работу из-за характера работы, которую выполняют женщины-мигранты. Трудящиеся-мигранты составляют 21 процент женской рабочей силы, но 29,3 процента женщин занимают профессии с высоким потенциалом автоматизации. К ним относятся уборщики и прислуга, помощники на кухне и в сфере общественного питания, а также роли официанток.

Поскольку данные свидетельствуют о том, что некоторые группы работников с защищенными характеристиками с большей вероятностью окажутся в невыгодном положении в результате цифровизации, крайне важно, чтобы работодатели уделяли должное внимание Обязанности по обеспечению равенства в государственном секторе (PSED). PSED требует, чтобы государственные органы должным образом учитывали необходимость ликвидации дискриминации и продвижения равенства возможностей среди различных групп работников.

Неравенство в доступе к навыкам и обучению

В государственном секторе есть свидетельства того, что работники выиграют от поддержки со стороны своих работодателей, особенно в отношении подготовки к оцифровке работы.

Когда цифровизация осуществляется неправильно или осуществляется без консультаций с рабочей силой и их представителями, последствия могут быть значительными. В 2021 году PCS проголосовала за членов по поводу изменений в практике работы в Системе судов и трибуналов Ее Величества (HMCTS). Они выделили несовершенную и несостоятельную систему Common Platform среди множества проблем, включая ощущение опасности, невероятного стресса, перегруженности и болезни. PCS и их члены призывают остановить работу системы на время решения этих проблем. С 2016 года PCS проводит кампанию по защите членов от потери работы за счет оцифровки в Министерстве юстиции.

Факты показывают, что доступ к цифровому обучению неодинаков для всей рабочей силы. Профсоюз UNISON провел опрос своих членов и обнаружил, что лица в возрасте 50+ в шесть раз чаще, чем самые молодые (16–26 лет), сообщают о необходимости обучения цифровым и компьютерным навыкам.

Опрос UNISON также выявил заметные различия в зависимости от типа трудового договора. Аутсорсинговые работники и те, кто работает по контракту с нулевым рабочим днем, менее всего удовлетворены своей текущей работой, и среди неуверенных в себе работников больше дисбаланса навыков, особенно у тех, кто работает по контракту с нулевым рабочим днем. Женщины, BME и рабочие-мигранты чрезмерно представлены на сторонних, негарантированных должностях в государственном секторе, поэтому разумно предположить, что они также с большей вероятностью будут иметь неудовлетворенные потребности в обучении.

Эти результаты показывают, что работники с наиболее ненадежной занятостью часто больше всего нуждаются в повышении квалификации. Эти работники рискуют потерять работу из-за цифровизации, но имеют ограниченные возможности доступа к обучению, которое позволило бы им перейти на более надежную и квалифицированную работу.

В 2017 году в отчете TUC «Формирование нашего цифрового будущего» был изложен ряд обязательств по переподготовке, необходимой для обеспечения того, чтобы работники могли адаптироваться к цифровым технологиям. Эти рекомендации приведены в конце настоящего отчета.

Также жизненно важно, чтобы компании взаимодействовали со своей рабочей силой. В Великобритании один из самых низких уровней участия работников в Европе, но рабочая сила будет иметь жизненно важное значение для обеспечения успешного и справедливого внедрения таких технологий, как ИИ.

Это важная роль, которую профсоюзы могут сыграть в обеспечении положительных результатов для своих членов. Поддержка обучения в области ИКТ и цифровых навыков была основой предложения профсоюза по обучению, предоставляемого профсоюзными представителями по обучению (ULR), и это, конечно, было в значительной степени поддержано государственным грантом для Union Learning Fund (ULF) и UnionLearn. Это привело к тому, что более двух третей учащихся, не имевших ранее квалификации, впервые получили ее через ULF.

Профсоюзы добиваются лучших условий для своих членов

До сих пор мы уделяли основное внимание влиянию цифровизации на рабочую силу государственного сектора. Тем не менее, есть несколько примеров того, как профсоюзы добиваются лучших условий для своих членов в этих областях.

Профсоюз Unite разработал Соглашение о новых технологиях, которое представители на рабочем месте могут использовать в переговорах с руководством. Каждое рабочее место можно принять и адаптировать согласно соглашению по мере необходимости.

Соглашение устанавливает несколько основных принципов:

– Внедрение и контроль Новых технологий в цехах будет производиться только с согласия Работодателя и Союза от имени его затронутых членов.

– Работодатель будет реинвестировать средства, сэкономленные на любом внедрении Новой технологии, в области, которые продвигают и обеспечивают больше и лучшие рабочие места в организации.

– Новые навыки или обязанности будут признаваться в результате договорного повышения заработной платы.

И на этом основывается установление критерия, в соответствии с которым новые технологии и процессы могут использоваться на рабочем месте.

Точно так же профсоюз Prospect определил ряд побед, достигнутых ими и родственными профсоюзами по всему миру:

– В 2019 году компания Prospect выиграла крупную компенсацию для члена, который, по решению суда по трудовым спорам, подвергся незаконной косвенной дискриминации по признаку расы и возраста в ходе онлайн-теста, используемого Министерством внутренних дел для оценки претендентов на продвижение по службе.

– UNI Global, международная федерация профсоюзов, в которую входит Prospect, заключила глобальные соглашения о праве отключения с Telefonica и Orange, основываясь на работе, проделанной во Франции и Испании.

Швеция наняла советы по охране труда, чтобы сгладить внедрение новых технологий и ограничить сопротивление рабочих. В эти советы входят как профсоюзы, так и работодатели, и они обеспечивают обучение и поддержку уволенных работников. Они настолько успешны, что девяносто процентов рабочих нашли новую работу в течение года после ухода со старой.

Заключение и рекомендации

Цифровизация может радикально изменить методы работы в государственном секторе. Задача профсоюзного движения состоит в том, чтобы гарантировать, что рабочие получат свою справедливую долю прибыли, полученной за счет технического прогресса, и защитить рабочих от наихудших последствий.

Угрозы оцифровки очевидны: потеря работы, снижение квалификации, потеря конфиденциальности и потеря всеобщего доступа к основным услугам. Если это сделать без консультаций с работниками и их представительства, мы рискуем допустить еще большее неравенство и лишить прав как работников государственного сектора, так и пользователей услуг.

Однако если у работников и их профсоюзов будет возможность должным образом участвовать и возглавить ее реализацию, работодатели и работники государственного сектора смогут совместно использовать потенциал, который может предложить цифровизация.

 

Мы можем выделить два основных уровня, на которых должны действовать профсоюзные ответные меры: промышленные требования к рабочим и политические требования к правительствам.

Правительство должно взять на себя обязательства:

–  Постановка цели увеличить инвестиции как в рабочую силу, так и в обучение без работы до среднего показателя по ЕС в течение следующих пяти лет.

–  Введение права на пересмотр карьеры в середине жизни и личное консультирование по вопросам обучения.

– Представляем новую учетную запись для обучения на протяжении всей жизни, которая дает людям возможность учиться на протяжении всей их трудовой жизни.

– Внедрение новой целевой программы переподготовки для тех, кому грозит увольнение в связи с изменением производства. Любая цифровизация, осуществляемая в государственном секторе, должна осуществляться с должным учетом Обязанности по обеспечению равенства в государственном секторе.

–  Пересмотреть свою приверженность цифровизации в партнерстве с признанными профсоюзами государственного сектора. Это могло бы последовать модели шведских советов по охране труда. 

Реакция профсоюзов на цифровизацию должна быть активной и детальной. Цифровизация по-разному повлияет на разные сферы государственного сектора и на разных работников в них.

Ключевые принципы из манифеста ИИ TUC 2021 года должны лежать в основе внедрения оцифровки на рабочем месте, в том числе:

– Новые технологии, процессы и изменения в способах работы должны быть согласованы с рабочей силой и их представителями.

– Договариваться о расширении доступа членов на рабочем месте к цифровым навыкам и обучению развитию, уделяя особое внимание работникам, которые, скорее всего, пропустят обучение на работе.

– Выступать за более строгое регулирование использования и обмена данными в государственном секторе.

  

Перевод помощника Председателя Профсоюза по международной работе Е. Иванниковой

Источник: https://www.tuc.org.uk/