+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОФСОЮЗОВ. ШВЕЙЦАРИЯ

Public Personnel Switzerland (ZV) Центральная ассоциация работников общественного обслуживания Швейцарии

Центральное объединение, основанное в 1914 году, объединяет 14 кантональных и 60 общинных объединений по всей немецкоязычной Швейцарии. В его состав входят более 23 000 представителей всех функций и уровней управления в кантонах и муниципалитетах.

… КАК ДАЛЬШЕ?

Государственная служба была и остается работоспособной в условиях кризиса.  Давление на то, чтобы найти выход из блокировки очень велико. Различные политические интересы пытаются доминировать в дискуссиях и оказывают давление на Конфедерацию, районы и коммуны. Как реагировать?

Теперь нам нужна честность. Это означает: политики, руководители всех уровней, парламенты (если они снова будут на службе) должны сказать, что они намерены делать и почему. В то же время они должны сказать, принимают ли они риски или нет, и если да, то почему. То, что сейчас невозможно – это заниматься партийной политикой. К сожалению, это уже началось в более широком масштабе. Население Швейцарии, включая государственную службу, может решить, принимать ли на себя определенные риски, поддерживать экономику, жить так, как это было до COVID-19, или предпочтет не делать этого.

На самом деле все не так сложно.  Подчеркивается, что очень мало больных людей, не стоит поддерживать блокировку, нужно думать об экономике сейчас. Правильно будет сказать, что возвращение к нормальной жизни приведет к гибели некоторых людей, но риски не особенно велики, и, что необходимо принять сторону интересов экономики в интересах баланса. И было бы также правильно просчитать, сколько смертей следует ожидать, если действовать так, как задумано. Тогда дискуссия может быть проведена, и тогда каждый разделит ответственность за результат.

Это решение находится на более высоком уровне. Оно становится конкретным для государственной службы. Это решение показывает для примера ситуацию в школах. Как вы можете продвигать идею о том, чтобы снова проводить очные занятия (конечно, при условии, что должна быть разработана и реализована концепция защиты, которая защищает учеников, родителей и учителей), но в то же время говорите, что возобновление преподавания в классе – это вопрос мер школьной организации, в которые федеральное правительство не хочет вмешиваться. Как будто вопрос о том, соответствует ли средний класс с 25 учениками дистанционным правилам, является локальным вопросом. Федеральное правительство должно установить критерии и здесь.

 

Можно сказать, что государственная служба должна быть готова пойти на эту жертву, потому что это важно для выхода из локаута; Но тогда вы также должны реалистично сказать, что описанные учебные ситуации не соответствуют дистанционным правилам, предусмотренным федеральным законом, и не являются безопасными с точки зрения здоровья. Невозможно сказать, что это не особенно опасно, потому что студенты не особенно заразны, и вы можете проветривать. Государственная служба готова рисковать для выполнения своих задач; но он не готова к тому, чтобы людям говорили, что нет никаких рисков, если все знают, что это неправда. Вот что подразумевается под честностью.

Партийная политика здесь не играет хорошей роли. Федеральный совет хорошо руководил кризисом с четкими инструкциями (реализовано в правилах COVID-19). Он решил и определил, что будет применяться в ближайшие дни и недели. Скорость, с которой это произошло, привела к хорошим результатам. Конечно, закон о чрезвычайном регулировании не должен оставаться эталоном; но нет никаких оснований делать выход из этой зоны столь же авторитарным, как это делалось до сих пор Федеральным советом.

Политика интересов снова стала важной после того, как партии оправились от первого ужаса. Сейчас вы можете снова прочитать любые утверждения, почему должны сделать это так или иначе, и что парламенты, кантоны и муниципалитеты должны снова направить людей на борьбу с вирусом. Конечно, это должно быть целью, которая требуется по конституции, но в ближайшие дни и недели вряд ли можно ожидать многого. Районы даже не смогли договориться о сравнительно простом вопросе – о том, следует ли присваивать аттестат зрелости с экзаменом или без него – исходя из предыдущего опыта. Все делают это по-разному, некоторые не сдают экзамены, другие только пишут – и все с разными правилами и оценками.

Возвращение к работе – гораздо более важный вопрос. Решение о том, как это сделать, не может быть принято на региональном уровне. Принципы, ключевые меры и инструкции должны быть указаны в правилах COVID-19. Все остальное приводит к путанице, которой больше нельзя управлять, руководствуясь, по крайней мере, частично, особыми интересами, которые также имеют экономический фон и аспект использования преимуществ.

Государственная служба выполнит свою работу; она доказала это в последние недели и месяцы. Чем яснее правила и честнее они, тем лучше она это сделает. Более приемлемо сказать «да, это риск», чем сказать «нет, это не риск» — но все знают, что это неправда.

Это приведет нас к конкретным мерам:

– В настоящее время нет причин не соблюдать дистанционные правила. Поскольку государственная служба не может быть удвоена, домашний офис в администрации должны остаться реальностью. Это, в свою очередь, предполагает, что все те, кто не может представить, что кто-то на самом деле работает дома, прощаются с этим предубеждением. И это тоже правильно: нам нужны социальные контакты в рабочей среде. Это не может быть сделано с одним домашним офисом. Но это вернется, когда кризис COVID-19 закончится.

– Мы продолжаем оставаться наиболее уязвимыми сотрудниками, которых нужно защищать; это будет нелегко, потому что нас много, если включить и  ближайших родственников, с которыми мы живем. Недопустимо говорить, что угроза не существует, и она не  должна быть принята во ынимание. Пострадавшие не понимают этого – и те, кто не затронут, помнят этот способ обращения с сотрудниками. Вы говорите, что это не так, как это обрабатывается? Это ошибка: когда вновь вводится преподавание в классе, предполагается, что учителя сидят перед учениками в классе без каких-либо дополнительных мер предосторожности. Требование маски отклонено, потому что учебная деятельность вредна, то же самое относится к стенам из плексигласа и т.п.; предложение, что классы могут быть уменьшены вдвое, что нужно создать необходимое расстояние, отклонено. Так же необъяснима  оптимизация системы здравоохранения.

Если Федеральный совет откажется от своего руководства, которое до сих пор осуществлялось быстро и эффективно, перед парламентом и районами, это не приведет к хорошим результатам. Парламент должен действовать с предвидением, аварийный режим не приспособлен к его структурам. А районы не могут договориться об общих позициях в течение разумного периода времени. Дискуссии на Конференции директоров по образованию (EDK) четко продемонстрировали это – занятые позиции, что неудивительно, примерно соответствуют партийной линии. Если вы позволите, чтобы важный для здоровья фундаментальный вопрос решался по-разному в каждом районе (и, что еще хуже, в каждом муниципалитете соответствующего района), вы утратите доверие к ранее успешной концепции Федерального совета.

Поэтому: следует ли верить мерам, которые один район пытается осуществить, но которые не практикуются в соседнем районе? Этот процесс приведет к тому, что все рекомендации BAG станут менее важными – с последствиями для обеспечения выполнения закона о чрезвычайном положении в другом кризисе, который, я надеюсь, не наступит.

 

Д-р Майкл Меркер, секретарь Центральной ассоциации работников общественного обслуживания Швейцарии

 

 

Перевод помощника Председателя Профсоюза по международной работе Е. Иванниковой