+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОФСОЮЗОВ. ШВЕЙЦАРИЯ. ЖЕНЕВА

Международная организация труда

Гибкий рабочий график может принести пользу балансу между работой и личной жизнью, бизнесу и производительности.

Инновационные механизмы рабочего времени, подобные тем, которые были введены во время кризиса COVID-19, могут принести пользу экономике, предприятиям и работникам, включая повышение производительности и улучшение баланса между работой и личной жизнью.

Сокращенный рабочий день и гибкие режимы рабочего времени, такие как те, которые использовались во время кризиса COVID-19, могут принести пользу экономике, предприятиям и работникам и заложить основу для лучшего и здорового баланса между работой и личной жизнью, согласно новому докладу МОТ.

Отчет «Рабочее время и баланс между работой и личной жизнью в мире», рассматривает два основных аспекта рабочего времени; рабочее время и организация рабочего времени (также называемая рабочим графиком), а также их влияние как на эффективность бизнеса, так и на баланс между работой и личной жизнью работников. Он включает в себя ряд новых статистических данных, охватывающих часы работы как до, так и во время кризиса COVID-19.

Исследование, которое впервые сосредоточилось на балансе между работой и личной жизнью, показало, что значительная часть мировой рабочей силы работает либо сверхурочно, либо с сокращенным рабочим днем по сравнению со стандартным восьмичасовым рабочим днем/40-часовой рабочей неделей. Более трети всех работников регулярно работают более 48 часов в неделю, в то время как пятая часть мировой рабочей силы работает неполный рабочий день, менее 35 часов в неделю. Работники неформальной экономики с большей вероятностью будут работать дольше или меньше.

В отчете анализируются различные схемы рабочего времени и их влияние на баланс между работой и личной жизнью, включая сменную работу, работу по вызову, сокращенное рабочее время и схемы усреднения рабочего времени. Он предупреждает, что преимущества некоторых из этих гибких механизмов, таких как улучшение семейной жизни, могут сопровождаться издержками, включая больший гендерный дисбаланс и риски для здоровья.

«Существует значительное количество доказательств того, что политика баланса между работой и личной жизнью обеспечивает значительные преимущества для предприятий, подтверждая аргумент о том, что такая политика является «беспроигрышной» как для работодателей, так и для работников», – говорится в отчете.

В нем также рассматриваются меры реагирования на кризис, которые правительства и предприятия использовали во время пандемии COVID-19, чтобы помочь организациям функционировать и обеспечить занятость работников. Было установлено, что увеличение доли работников с сокращенным рабочим днем помогло предотвратить потерю рабочих мест. Также подчеркиваются долгосрочные изменения: «Масштабное внедрение удаленной работы почти во всем мире, где это было возможно, изменит характер занятости уже в обозримом будущем», – говорится в отчете.

Кризисные меры COVID-19 также предоставили убедительные новые доказательства того, что предоставление работникам большей гибкости в том, как, где и когда они работают, может быть положительным как для них, так и для бизнеса, например, за счет повышения производительности. И наоборот, ограничение гибкости влечет за собой значительные затраты, включая увеличение текучести кадров.

«Существует значительное количество доказательств того, что политика баланса между работой и личной жизнью обеспечивает значительные преимущества для предприятий, подтверждая аргумент о том, что такая политика является «беспроигрышной» как для работодателей, так и для работников», – говорится в отчете.

«Феномен так называемой «Великой отставки» поставил баланс между работой и личной жизнью на передний план социальных проблем и вопросов рынка труда в постпандемическом мире», – сказал Джон Мессенджер, ведущий автор отчета. «Этот отчет показывает, что если мы применим некоторые уроки кризиса COVID-19 и очень внимательно посмотрим на то, как структурировано рабочее время, а также на его общую продолжительность, мы можем создать беспроигрышную ситуацию, повысив как эффективность бизнеса, так и баланс между работой и личной жизнью».

Отчет включает ряд выводов и рекомендаций, в том числе:

– Законы о рабочем времени и положения о максимальной продолжительности рабочего дня и установленных законом периодах отдыха являются достижениями, которые способствуют долгосрочному здоровью и благополучию общества и не должны подвергаться риску.

– Более продолжительный рабочий день обычно связан с более низкой удельной производительностью труда, а более короткий рабочий день связан с более высокой производительностью.

– Странам следует использовать накопленный ими опыт сокращения рабочего времени и гибкости во время кризиса COVID-19. Инклюзивные краткосрочные схемы работы с максимально возможными надбавками не только поддерживают занятость, но и поддерживают покупательную способность и создают возможность смягчения последствий экономических кризисов.

– Ответные меры государственной политики необходимы для содействия сокращению рабочего времени во многих странах, для обеспечения как здорового баланса между работой и личной жизнью, так и повышения производительности.

– Телеработа помогает сохранить занятость и создает новые возможности для автономии сотрудников. Тем не менее, эти и другие виды гибких графиков работы нуждаются в регулировании для сдерживания их потенциальных негативных последствий с помощью такой политики, как то, что часто называют «правом на отключение» от работы.

 

Источник:  https://www.ilo.org/

  

Перевод помощника Председателя Профсоюза по международной работе Е. Иванниковой