+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОФСОЮЗОВ. МОТ, ЖЕНЕВА, ШВЕЙЦАРИЯ

Как обеспечить полноценное участие пожилых работников в восстановлении производства и бизнеса после пандемии.

Поскольку ослабляются ограничения для предприятий, работники будут вызваны на работу, но тех работников, кого считают пенсионерами или предпенсионного возраста с повышенным риском для здоровья, могут попросить остаться подольше в изоляции или не возвращаться на работу.

Пожилые люди, определяемые как лица в возрасте 55 лет и старше, считаются категорией высокого риска, поскольку у них могут развиться медицинские осложнения или потребуется больше времени для выздоровления.
Правительства и работодатели несут ответственность за обеспечение того, чтобы работники старшего возраста не сталкивались с дискриминацией в сфере занятости из-за их возраста и предполагаемой уязвимости к воздействию вируса COVID-19.
Какие стратегии и действия могут снизить риск для безработных пожилых работников или смягчить их переход к новым источникам занятости во время и после пандемии?

Пожилые люди являются наиболее быстро растущей демографической группой в странах-членах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). За последнее десятилетие их участие в рабочем процессе возросло на восемь процентных пунктов и достигло 64 процентов в 2018 году, что является самым большим увеличением среди всех возрастных групп. Такое расширение участия в рабочей силе способствует росту ВВП и повышает безопасность доходов для их будущего выхода на пенсию. Они также составляют важный сегмент рабочей силы в странах с низким и средним уровнем дохода, где официальная занятость и пенсионное обеспечение встречаются реже. Большинство вместо этого полагаются на неформальную работу для получения дохода.

Недавняя история показывает, что менее образованные пожилые работники находятся в более неблагоприятном положении в условиях кризиса и рецессии. После Великой рецессии 2007–2009 годов уровень безработицы среди пожилых и молодых работников резко вырос. Многие потеряли стабильную работу и оказались в более нестабильных рабочих ситуациях с более низким заработком. Однако, пожилым работникам нужно больше времени, чтобы найти новую работу.
Некоторые решили вообще покинуть рынок труда и перестали искать работу. Другие должны были принять более неустойчивую, неформальную работу. Это привело к долгосрочным последствиям, таким как потери сбережений, пенсионный доход и качество жизни, а также обязанность работать дольше, чем планировалось. Влияние пандемии на занятость сегодня представляется еще более серьезным, что говорит о том, что пожилые работники могут снова сильно пострадать.
Что можно сделать?

Помогать пожилым работникам сохранить работу – это не сострадание. Речь идет о том, чтобы не тратить ценный ресурс, а защитить этих работников от дискриминации на рабочем месте. В контексте кризиса COVID-19 страны должны взять на себя инициативу и предоставить отпуск по болезни, оплачиваемый отпуск по семейным обстоятельствам и медицинское страхование в рамках государственных программ, а не оставлять их на усмотрение работодателей.
Если мы хотим извлечь выгоду из той ценности, которую пожилые работники могут принести рабочей силе, предприятиям также необходимо пересмотреть свою приверженность таким вещам, как гибкий график работы и программы переподготовки.
Правительства также, вероятно, сочтут менее дорогостоящим трудоустройство пожилых работников, чем поддержание их в поиске новой работы. Возможно, им потребуется предоставить дополнительные стимулы для их сохранения или включить освобождение от уплаты пенсионных взносов во время карантина. Они также могут поощрять техническое обучение и поддержку работы онлайн.
В неформальной экономике могут быть эффективными программы краткосрочной помощи малым предприятиям, ориентированные на сохранение рабочих мест, особенно для работающих не по найму пожилых людей. Помощь также может быть в виде денежных переводов неформальным работникам, временно не имеющим работы.
Нам также необходимо переосмыслить нашу концепцию образования, чтобы сделать больший упор на обучение на протяжении всей жизни. Пожилые работники, которые теряют работу, могут нуждаться в новых навыках, чтобы конкурировать на ограниченном рынке труда. Расширение страхования по безработице при финансировании краткосрочных программ обучения может помочь безработным найти другую работу. Субсидированное обучение на рабочем месте также может быть эффективным.

Пожилые работники накопили жизненный опыт навыков и знаний. Поскольку мир возвращается к работе под COVID, мы не должны упускать из виду их значительную ценность для работодателей и экономики.

 

Карла Генри, старший технический специалист, исследовательский отдел МОТ. 

 

Перевод помощника Председателя Профсоюза по международной работе Е. Иванниковой