+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОФСОЮЗОВ. ЛЮКСЕМБУРГ. ЭШ-СЮР-АЛЬЗЕТТ

Независимая Люксембургская профсоюзная конфедерация (OGBL)

Извлечение правильных уроков из кризиса

Как и в предыдущие кризисы, эта поучительная фраза переживает новый бум. Она оказывает успокаивающее действие, потому что извлекает из кризиса что-то положительное. В то же время это опасное выражение, потому что оно создает наивную иллюзию того, что извлеченные уроки автоматически приведут к положительным изменениям.

Действительно ли после финансового кризиса 2008/2009 годов были извлечены правильные уроки?

Вспомним. В начале кризиса и на его первом этапе политические лидеры выступили с неожиданно критическими заявлениями. Речь шла о необходимости «обезжирить» неолиберализм и провести глубокие реформы в мире финансов.

Международное профсоюзное движение правильно оценило ситуацию.

В Люксембурге также 30 000 демонстрантов вышли на улицы 16 мая 2009 года, чтобы бороться против того, что планировали эти же политики: политики жесткой экономии и социального демонтажа.

Мы не забыли ничего: от политики жесткой экономии 2010 года до «Zukunftspak» 2014 года, включая атаки на индекс, ретроградную пенсионную реформу 2013 года, увеличение налоговой нагрузки на слои населения. Среднего и нижнего социальных слоев и многое другое.

С другой стороны, от объявленных реформ в мире финансов осталось не так много. Неолиберальная экономическая и социальная политика безмятежно продолжалась.

Службы и структуры государственных услуг и социальной защиты были демонтированы, ослаблены и заменены частными коммерческими предложениями. Финансовые возможности государства были снижены из-за огромных налоговых льгот, предоставленных богатым высшим классам в отношении их предприятий, доходов от капитала, их имений или их наследства.

Без сопротивления левых партий, профсоюзного движения и прогрессивных организаций гражданского общества это общество регресса имело бы еще большее измерение и размах.

Когда сегодня на всей планете мы видим, что пандемия еще больше усугубила социальное неравенство, эта ситуация во многом связана с неудачами государства всеобщего благосостояния. Неудачи, которые во многих частях мира, и в частности на Западе, имеют недавнее происхождение.

Один из самых важных уроков, который уже можно усвоить, заключается в том, что пандемия Covid ясно демонстрирует, насколько важны хорошо функционирующие государственные службы и сильная система социального обеспечения.

И это верно, как с точки зрения здравоохранения, так и с точки зрения социальной защищенности людей. Кроме того, вместе с устойчивым в финансовом отношении государством они составляют основу стабилизации и возрождения всей экономической деятельности в обществе.

Если мы сейчас хотим извлечь уроки, мы должны начать с самого важного.

Капиталистический финансовый кризис 2008/2009 годов выявил отклонение неолиберальной политики и ее экономической и финансовой вселенной. Кризис Covid подтверждает это.

Это также то, что делают климатические и экологические кризисы, кризис распределения общественного богатства, новые рекорды с точки зрения военного перевооружения и, как логическое следствие этих кризисов: национальная и международная политическая нестабильность, а также упадок демократии.

Выход из кризиса Covid нельзя и не следует рассматривать отдельно от других кризисов.

Поэтому наиболее важным политическим решением может быть только следующее: неолиберальная политика, которая формирует экономику, финансы и распределение богатства, должна быть ослаблена и отброшена. Перспектива их преодоления должна стать руководящим принципом нашего общества и политики.

Конкретно это начинается с радикального отказа от новой редакции политики жесткой экономии и приоритета социальной справедливости.

«Вливание капитала для всех»

21 апреля 2021 года департамент государственных финансов Международного валютного фонда (МВФ) опубликовал примечательное заявление под названием «Вливание капитала для всех». Отметив, что существующее социальное неравенство во всем мире усилилось во время кризиса Covid и что «кризис Covid-19 подчеркнул решающую важность качественной системы социальной защиты, которая, вероятно, будет быстро активирована», он призывает, наряду с продвижением государственных услуг,  «Усилить политику перераспределения».

Чтобы разорвать порочный круг неравенства, потребуется «политика, как предварительного распределения, так и перераспределения». Политика предварительного распределения для доступа к общественным услугам и качественным рабочим местам. Это позволило бы «уменьшить неравенство доходов до того, как государственные органы осуществят перераспределение через налоги и трансферты».

Акцент делается на «наращивании фискального потенциала» для финансирования этой политики. Рекомендуется, чтобы «многие страны» использовали «больше налога на наследство и налог на имущество» или даже сделали «налог более прогрессивным, поскольку они могут повысить максимальные предельные налоговые ставки.

 

Никогда еще не было такого большого совпадения предложений OGBL и МВФ.

Для OGBL защита и развитие государственных услуг, будь то в секторе здравоохранения и социальных услуг, образования, транспорта или других государственных и муниципальных услуг, всегда были приоритет.

Приватизации и погоне за прибылью нет места в секторе здравоохранения. Социальный ущерб, который они наносили годами во многих странах мира, был четко продемонстрирован во время пандемии Covid.

Правительству настоятельно рекомендуется последовательно положить конец нынешним очень агрессивным и потенциально взрывоопасным усилиям, направленным на коммерческую приватизацию системы здравоохранения, в частности, в амбулаторном секторе, и, наоборот, способствовать развитию здравоохранения.  Эта ориентация должна, в частности, стать руководящим принципом дискуссий в рамках «Gesondheetsdësch».

По случаю официальной презентации своей одиннадцатой социальной панорамы Палата работников отметила дальнейшее усиление социального неравенства в Люксембурге. Разрыв между низкими или даже средними доходами и высокими доходами увеличивается, риск бедности сейчас выше, чем в среднем по Европе, и Люксембург в настоящее время является европейским лидером в отношении «работающих бедных».

Эти события ясно показывают, что Люксембург также нуждается в том, что МВФ называет «вливанием справедливости для всех» через целевую политику перераспределения.

Налоговая реформа 2017 года по существу только компенсировала дополнительное налоговое бремя, понесенное с 2009 года в результате неспособности адаптировать шкалу налогов к инфляции, что называется «холодной прогрессией» и которая пропорционально еще больше снижает покупательную способность групп с низкими и средними доходами.

Хотя инфляционная тенденция замедлилась в последние годы, факт остается фактом: с 2017 года возобновилась «холодная прогрессия». Повышение налогов, которое разъедает покупательную способность, может быть полностью ликвидировано только в том случае, если, наконец, правительство вводит механизм автоматического корректировка налоговой шкалы с учетом инфляции, к чему OGBL давно призывает.

Повышение справедливости налогообложения за счет одновременного увеличения прогрессивности налога предполагает, с одной стороны, снижение нагрузки на низкие и средние доходы за счет увеличения существующей прогрессивности налога и, с другой стороны, для высокой доходов, расширение налоговой прогрессивности за счет дополнительных налоговых ставок и соответствующего увеличения максимальной налоговой ставки. Правительство должно показать цвет.

Основная причина несправедливого распределения налогового бремени – несбалансированность налогообложения дохода от капитала по отношению к доходу от заработной платы. Государственное «наращивание фискального потенциала» предполагает более высокое налогообложение доходов от капитала. Это задача, которую должно решить и правительство.

Укрепление финансовых возможностей для государственных инвестиций в будущее в целом и для защиты климата и защиты природных ресурсов в частности, а также для социально справедливой стратегии выхода из кризиса также запрещает налогово-бюджетную политику, направленную на дальнейшее снижение корпоративного налогообложения. В этом контексте следует помнить, что нынешняя власть уже дважды понижала последнее.

Вопрос о переделе возникает также в контексте борьбы с жилищным кризисом.

Помимо роста неравенства доходов и несправедливого налогообложения доходов, социальное неравенство в Люксембурге усугубляется прежде всего жилищным кризисом. Что касается жилищных возможностей, качества жилья и общих материальных перспектив растущих слоев населения.

Финансовое бремя, представленное стоимостью жилья, превысило допустимый предел для слоев с самым низким доходом, и это также все больше затрагивает слои со средним доходом. И уже не только домохозяйства-арендаторы пострадают.

Процесс распределения земли и недвижимости в пользу верхнего слоя доходов приобрел масштабы, которые больше не оправдываются.

Этому безудержному накоплению богатства за счет населения и основного права на жилище можно противодействовать только налоговым законодательством.

Обращение OGBL по этому поводу к обращению министра внутренних дел, ответственного за реформу налога на имущество, заключается в следующем: более высокого налогообложения земли под застройку, оставленной под парой по спекулятивным причинам, недостаточно!

Чрезмерное скопление земли под застройку и недвижимости в руках немногих может быть остановлено только путем введения прогрессивного налога на собственность.

И если правительство не хочет делать это через налог на имущество, оно должно сделать это через другую форму прогрессивного налогообложения богатства в этом реестре собственности. Теперь и не только в контексте предвыборных программ на следующий законодательный период.

 

 Нора Бэк, Андре Рельтген

 

Перевод помощника Председателя Профсоюза по международной работе Е. Иванниковой

 

По информации сайта Независимой Люксембургской профсоюзной конфедерации

 

Источник: http://www.ogbl.lu/