+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОФСОЮЗОВ. ИСПАНИЯ. ВЕНГРИЯ. БУДАПЕШТ

Венгерский профсоюз государственных служащих (MKKSZ)

Денег на повышение зарплаты в бюджете нет, потому что их отнимет ЖКХ.

В конце января в здании канцелярии премьер-министра состоялся Форум по примирению интересов государственной службы, на котором от имени правительства присутствовали Винс Салай-Бобровницкий, заместитель государственного секретаря, ответственный за гражданские и социальные отношения, Габор Бордас, статс-секретарь. Государственного управления и Миклош Дукай, статс-секретарь местного самоуправления, которые передали позицию правительства: в настоящее время нет денег для повышения заработной платы государственных служащих,  хотя легитимность требований была признана.

Союз венгерских государственных служащих  (MKKSZ) просчитал ретроактивную корректировку заработной платы с июля в качестве тринадцатого ежемесячного пособия на 2022 год и требует повышения заработной платы на 25 процентов в целом, независимо от сектора, к 2023 году, по существу, с середины 2022 г., прежде всего в качестве компенсации высокой инфляции.

Первые переговоры после выборов закончились безрезультатно, и правительство открыто заявило на нынешних переговорах в конце января: его позиция в ходе переговоров о заработной плате – 0-процентное повышение.  «Со стороны правительства существует доброжелательность из-за ситуации с зарплатами государственных чиновников. Но мы не можем сказать на данный момент, когда, как и в какой форме мы сможем это решить», – говорится в  сообщении МККСЗ.

Неслучайно 31 января состоялось заседание МККСЗ – Союза работников внутренних дел, правоохранительных органов и государственного управления, Союза работников социального страхования, Венгерской ассоциации социальных работников, Союза работников социальной сферы, совместная пресс-конференция с Демократическим союзом учителей.

Президент MKKSSZ г-жа Петер Борос предложила работникам коммунальных служб присоединиться к акции солидарности учителей.

Требования на 2022 год спасли бы реальную заработную плату госслужащих в прошлом году от 10-процентного падения. Если в 2023 году сектор также пострадает от такого же или большего падения реальной заработной платы, по мнению профсоюзов, это будет иметь серьезные последствия, даже несмотря на то, что эмиграция из этого района уже значительна. Не говоря уже о том, что в период с 2010 по 2016 год большинство государственных служащих уже опустились по служебной лестнице.

Как сказала Борос в интервью: обо всем этом свидетельствует и тот факт, что правительство отменило минимальные условия для работников социальной сферы.  90 процентов работников в этой области уже охвачены гарантированной минимальной заработной платой, широко известной как минимальная заработная плата для квалифицированных рабочих, которая в этом году составляет 296 000 венгерских форинтов. Другими словами, она увеличилась на 14 процентов по сравнению с прошлым годом.

Более 600 000 человек работают государственными служащими в стране, и, по данным профсоюза, задачей правительства будет обеспечение их справедливой жизни – для сравнения, 80 процентов работников в некоторых секторах зарабатывают менее 200 венгерских форинтов нетто.

Например, руководство Независимого профсоюза здравоохранения (НСПЗ) недавно решило инициировать  переговоры о забастовке, так как считает неприемлемым, чтобы медицинские работники получали прибавку к зарплате только с середины года, и тем более обещанная прибавка не компенсировать потерю реальной заработной платы из-за инфляции. С тех пор появились сообщения о том, что в некоторых больницах препятствуют подготовке к акциям протеста.

Внутренний опрос ДЭСЗ показал, что 72 процента респондентов не могут купить продукты питания, более восьмой части не могут оплатить коммунальные услуги, а десятая часть не может оплатить расходы на жилье. В отсутствие повышения заработной платы 32 процента респондентов искали бы другую работу в Венгрии, более 20 процентов из них думают о работе за границей, а 40 процентов думают о дополнительной работе.

Чуть более восьмой части из них не могут платить за коммунальные услуги и почти столько же имеют проблемы с погашением кредита. Десятая часть из них не может оплачивать расходы на жилье. Только четыре процента заявили, что у них есть резервы или что у них нет проблем благодаря поддержке их семей.

Поскольку правительство годами не обновляло таблицы заработной платы государственных служащих, оклады и базы прогнозов не изменились, растущая минимальная заработная плата достигает все более широкого диапазона таблиц заработной платы: другими словами, все больше и больше государственным служащим должны платить гарантированную минимальную заработная плату, потому что в противном случае заработная плата оставалась бы ниже ее – базовая заработная плата государственных служащих составляет 200 венгерских форинтов.

Это также означает, что заработная плата работников в более низких диапазонах заработной платы в государственном секторе  увеличилась косвенно из-за увеличения гарантированной минимальной заработной платы, в то время как в других диапазонах заработной платы повышения не было. В государственном секторе повышение минимальной заработной платы и гарантированной минимальной заработной платы не оказывает прямого влияния на заработную плату тех, кто зарабатывает больше, которая рассчитывается на основе прогнозных баз и таблиц заработной платы, что вызывает и увеличивает перегруженность заработной платы из года в год. МККСЗ включит в эту систему институт минимальной заработной платы для выпускников, которая будет примерно на 30 процентов выше гарантированной минимальной заработной платы. По их мнению, это необходимо еще и потому, что для некоторых профессий требуется высшее образование. Правительство отмело это предложение и на этот раз.

По вышеуказанным причинам, помимо повышения заработной платы, учителя также требуют изменения их текущей базы скрининга и привязки ее к минимальной заработной плате. МККСЗ следует той же логике, но предлагает иное решение проблемы: расчет таблицы окладов государственных служащих в парламенте будет расширен и составил 438 800 венгерских форинтов в 2022 году, чтобы обеспечить сохранение заработной платы на постоянном уровне.

Борос отметила: если зарплата министра увеличилась в январе, то можно было ожидать, что зарплата государственных служащих также увеличится.

Заработная плата растет в конкурентном секторе: по данным KSH, валовой средний заработок штатных сотрудников увеличился в ноябре почти на 17 процентов по сравнению с данными годом ранее.

Недавно две крупные розничные компании, Spar и Tesco, объявили, о каком повышении зарплаты они договорились со своими сотрудниками с января. Spar составляет около 16–17 процентов, самая низкая базовая заработная плата увеличилась со 189 000 до 219 000, в приоритетных областях со 199 000 до 233 000, Tesco реализует увеличение в среднем на 15 процентов.

Кстати, даже примерно 16-процентное повышение заработной платы не приводит к безусловному росту реальной заработной платы, как мы подсчитали ранее. Инфляция в Венгрии в ноябре составила 22,5 процента в годовом исчислении, по данным KSH, цены на продукты выросли на 43,8 процента. Согласно случайному подходу, в ноябре 2022 года в среднем требовалось 122,5 тысячи форинтов, чтобы иметь возможность купить такое же количество товаров и/или услуг, как в ноябре 2021 года, на 100 тысяч венгерских форинтов. Если мы сравним приведенное выше 16-процентное повышение заработной платы с этим, то можно увидеть, что чистая, базовая заработная плата без налоговых льгот (за которые можно давать больше в виде надбавок и дополнительных льгот) не покрывает повышения цен: они показывают снижение реальной заработной платы на 5,8–6,7 процентных пункта.

Если мы посчитаем годовой уровень инфляции примерно в 15 процентов, то это повышение заработной платы означает сохранение величины реальной заработной платы и ее незначительное повышение.

Возвращаясь к госсектору, все это также означает, что 16-процентное повышение по сравнению с 25-процентным требованием профсоюзов означало бы сохранение реальной заработной платы бюджетников, которая уже потеряла свою ценность в прошлом году.

Однако текущее «предложение» правительства составляет не 16, а 0 процентов.

На данный момент кажется, что между профсоюзами и государственными предприятиями общественного обслуживания, такими как MÁV, Volánbusz, Magyar Posta, и государственными коммунальными предприятиями обозначился тупик.

В дополнение к вышеуказанным условиям и тенденциям заработной платы неудивительно, что Золтан Карсай, президент Профсоюза коммерческих служащих, сообщил Klub Rádio, что они также приходят в коммерческий сектор из государственного сектора, в качестве брутто-начальной заработной платы. 320–356 тысяч венгерских форинтов было бы для них шагом вперед с точки зрения заработной платы.

В госсекторе нет денег на прибавки

Согласно отчету, позицию правительства на консультации статс-секретарь по вопросам государственного управления резюмировал следующим образом, утверждая, что в бюджете нет денег из-за сокращения накладных расходов:

«Можно планировать бюджет по-другому, но таковы текущие условия, и правительство так планирует. Государство работает за счет налогов, которые производит обрабатывающая промышленность, а не бюджетники. Поэтому целесообразно, если в стране появятся и иностранные инвесторы, наша страна неплохая с точки зрения налоговой конкуренции. Это делает возможным повышение заработной платы. Проблема в том, что у частного сектора есть деньги на повышение зарплаты, а у госсектора нет. Для крупных компаний повышение заработной платы является ошибкой округления при расчете в евро. Благодаря этому мы можем, по крайней мере, поддерживать уровень заработной платы, на котором мы находимся. В нынешних условиях это тоже результат. Государство многое делает в кризис, в Германии бремя повышения цен на энергоносители ложится на население, а промышленность останавливается. В Венгрии государство взяло на себя бремя населения, но не бремя промышленности. Что важно, так это сокращение накладных расходов, которое некоторые критикуют, что это против рынка. Потребление 75% населения ниже лимита коммунальных услуг, поэтому они не чувствуют, что цена энергии в 10 раз превышает цены 2012 года. Это не следует недооценивать, и его можно учитывать в качестве поправочного коэффициента во всех заявлениях о заработной плате».

МККСЗ поддерживает свои требования и считает невозможным для правительства настаивать на нулевом повышении заработной платы.  Позже в феврале он снова представит их правительству в Национальном совете по примирению интересов государственной службы.

  

 

Перевод помощника Председателя Профсоюза по международной работе Е. Иванниковой