+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОФСОЮЗОВ. CESI

ДА, МЫ МОЖЕМ. ТАК, ЧТО ДА, МЫ БУДЕМ. ВЫСТУПЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ КЛАУСА ХИГЕРА

 

Уважаемые коллеги, партнеры и друзья!

 

Предлагаемый ответ ЕвроСоюза на Корону знаменует собой важный момент в истории ЕС. Конечно, пока еще ничего не высечено в камне, но то, что многое изменилось за последние несколько недель, можно назвать историческим.

Во-первых, 18 мая, Меркель и Макрон определили размер предложения помощи в 500 млрд, уже рассмотрено как открытие впечатляющей новой главы в истории ЕС , а затем, всего девять дней спустя, создана Комиссия ЕС.

Мы приветствовали эти новые подходы как дальновидные, новаторские, как сильные и решительные сигналы солидарности – между сильными и уязвимыми.

Мы выступали за то, что бы разрешить ЕС (через Европейскую комиссию) брать кредиты (подкрепленные совместными гарантиями государств-членов) путем выпуска собственных (ЕС) государственных облигаций, передавать их главным образом в виде грантов (а не кредитов!) государствам-членам, и вернуть эти кредиты через новые собственные ресурсы. Это введение было бы первым в истории ЕС.

Соответственно, президент Комиссии Урсула фон дер Лейен назвал это «моментом Европы», а президент Европейского парламента Давид-Мария Сассоли  – «Днем Европы». Это действительно сильный, очень сильный сигнал – как от европейских институтов, так и от большинства государств-членов. (И давайте посмотрим правде в глаза: вероятно, во многом из-за сдвига ума и догм в Германии).

Примечательно также то, что Комиссия предлагает включить новый инструмент восстановления «ЕС следующего поколения» в обновленный долгосрочный бюджет ЕС (Многолетние финансовые рамки). Это дало бы ЕС и его институтам возможность влиять на то, как распределяются гранты и кредиты — чтобы придать восстановлению «форму», цитирует Марту Пилати из Центра европейской политики.

Основные суммы могут лежать в основе политики цифровых и социально справедливых переходов, они могут быть привязаны к уважению верховенства закона, а инструменту права, например, европейскому семестру, можно придать беспрецедентное значение.

Как пишет Комиссия в своей адаптированной программе работы: «Необходимость ускорения перехода к цифровому режиму, создание более справедливой Европы с экономикой, которая работает на людей, укрепление нашего Единого рынка и стратегической автономии, чтобы объединить наши ценности, укреплять нашу демократию и брать на себя все наши глобальные обязанности в качестве геополитического игрока становится все острее. Это будет способствовать восстановлению Европы и созданию более устойчивой и справедливой Европы».

Теперь наступает момент переговоров, и, вероятно, будут вестись битвы за соотношение грантов и займов и условий, присущих им. Хотя, например, трудно представить, как соглашение об условности «верховенства закона» будет приемлемым для Венгрии и Польши (решения сфере Многолетних Финансовых Планов), а инструменты восстановления экономики требуют единодушия!). Простой размер инструмента восстановления и его передача через Программы ЕС предоставят дополнительные возможности для ведения переговоров тем, кто настаивает на критериях верховенства закона, легком переходе или более справедливой социальной политике. Кроме того, длительные дебаты и споры об условиях требуют времени; Тем не менее, время имеет решающее значение для восстановления, так как деньги нужны сейчас.

Следующие недели будут решающими в том, чтобы проложить путь как к выздоровлению, так и к тому направлению, которое мы можем ему дать. Для нас, профсоюзов, сохранение рабочих мест, доходов и достойной работы будут основным приоритетом. Не уступать этим принципам и неукоснительно отстаивать интересы наших членов – это не только наша обязанность – ее можно рассматривать как важную услугу. Но мы также должны обеспечить, чтобы меры по восстановлению были разработаны таким образом, чтобы наши общества действительно стали более «устойчивыми и справедливыми». И это потребует постоянных сильных социальных инвестиций, а также значительных расходов на государственные услуги – учитывая, что после экономического спада призывы к мерам жесткой экономии станут опасными.

Следует признать, что выбор не всегда будет легким. Как недавно обсуждалось на нашей новой платформе CESI@home, решение о том, какие жертвы можно ожидать от нас и наших членов, заставит нас ответить на основные этические вопросы – например, при оценке того, должен ли государственный сектор и его рабочая сила «выполнять свою роль», принимая сокращение или отказ от статусов и привилегий.

Тем не менее, признаки прошлых недель, как с точки зрения воздействия вируса на здоровье, так и проявленной готовности к большей солидарности в ЕС, оправдывают оказанное доверие. Потому что, как это часто бывает, речь идет не только об уровне заболеваемости и смертности, о финансовых стимулах или о восстановлении. Это также о нашем состоянии ума.

«В целом представлено реальное видение ЕС, заложенное в солидарность», – заключил Клаус Хигер свое заявление. И уже в конце апреля министр здравоохранения Германии Йенс Спан мудро и смиренно предвидел, что «нам, вероятно, придется простить друг друга за эти несколько месяцев».

Да, во времена кризиса нам нужна солидарность и видение будущего. И хотя солидарность также требует прощения, видение создает состояние ума, которое говорит нам: да, мы можем. Так что да, мы будем.

Берегите себя и друг друга.

 

 

 

Перевод помощника Председателя Профсоюза по международной работе Е. Иванниковой