+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОФСОЮЗОВ. БОЛГАРИЯ. СОФИЯ

Конфедерация независимых профсоюзов Болгарии

Нужен ускоренный рост МРОТ, работники теряют покупательную способность.

Необходим ускоренный рост минимальной заработной платы. Рабочие с такими доходами впервые за 10 лет теряют покупательную способность из-за ускоренной инфляции. На фоне других европейцев с такой зарплатой болгарин может себе позволить меньше всех.

Об этом заявили президент CITUB Пламен Димитров и директор Института социально-профсоюзных исследований Любослав Костов на онлайн-форуме, организованном сегодня Конфедерацией «Достойная минимальная заработная плата против дешевого труда». В нем приняли участие представители министерств труда и социальной политики, экономики и промышленности, организаций работодателей, профсоюзные эксперты.

CITUB продолжает настаивать на повышении минимальной заработной платы выше, чем было заявлено правительством. Вполне достижимо, чтобы в этом году он стал 730 левов, даже если второй шаг будет с 1 июля вместе с запланированным обновлением бюджета, сказал Пламен Димитров. Это был бы компромисс между требованием CITUB установить минимальную заработную плату в размере 750 левов в 2022 году и заявлением Министерства финансов о том, что бюджет будет установлен на уровне 710 левов.

Димитров напомнил, что если будет выполнено требование директивы об адекватной минимальной заработной плате, которая, как ожидается, будет утверждена в первой половине этого года, минимум должен составлять 50% от средней заработной платы, то для нашей страны он должен составлять левов. 764 по данным 2021 г.

В Болгарии потихоньку происходят хорошие изменения для работающих болгар, но мы не сдаемся и настаиваем. В том числе за необлагаемый минимум, равный минимальной заработной плате. Уверен, что в бюджете 2023 года эта тема будет вновь раскрыта», — сказал президент CITUB.

Димитров и Любослав Костов представили данные, свидетельствующие о необходимости ускоренного роста минимальной заработной платы. По последним данным Министерства финансов, такую зарплату имеют 870 000 болгар.

Покупательная способность снижается

Из-за резкого роста цен все они испытывают серьезные трудности в прожиточном минимуме, а ощущение инфляции выше, из-за роста цен на предметы первой необходимости, которые имеют высокую долю расходов в семейном бюджете. Это приводит к снижению покупательной способности работников минимальной заработной платы впервые за 10 лет.

Данные также показывают, что, несмотря на последовательное повышение минимальной заработной платы в нашей стране, ее размер остается на самом низком уровне по сравнению со странами-членами ЕС. По сравнению с балканскими странами последнее место занимают Албания (245 евро) и Черногория (331 евро), за ними следует Болгария (332 евро).

Минимальная заработная плата в Германии в 4,8 раза выше, чем в Болгарии, в Польше – в 1,9 раза, в Румынии – в 1,4 раза. Кроме того, темпы роста минимальной заработной платы в Болгарии значительно отстают от некоторых новых стран-членов ЕС-27. Если в прошлом году он вырос на 6,6%, то рост значительно быстрее в Латвии на 16,3%, в Словении на 8,9%, в Словакии на 7,4%, в Чехии на 9,2%. Более низкий ежегодный рост минимальной заработной платы является условием для дальнейшего отставания от других уровней государств-членов.

Измерение реальной покупательной способности работников с минимальной заработной платой с точки зрения возможности купить предметы первой необходимости показывает, что разницы в ценах между Болгарией и другими странами ЕС недостаточно, чтобы объяснить низкий уровень минимальной заработной платы в нашей стране. Наоборот, цены в Болгарии все больше приближаются к среднеевропейским уровням, а минимальная заработная плата продолжает оставаться на самом низком уровне, отмечает Любослав Костов.

Подсчитано,  Болгарии на чистую минимальную заработную плату можно купить в 6 раз меньше литров молока, чем на чистую минимальную заработную плату в Германии, примерно в 2 раза меньше хлеба и в 3 раза меньше риса. Аналогичная ситуация и с другими жизненно важными товарами. По сравнению с Румынией разница меньше, но это факт, что размер минимальной заработной платы позволяет более высокую покупательную способность, чем в Болгарии.

Чтобы достичь покупательной способности жизненно важных продуктов питания в Румынии, чистая минимальная заработная плата в Болгарии должна увеличиться на 35% до 350 евро. Это означает, что брутто-минимальная заработная плата должна достигать 900 левов, чтобы приблизиться к покупательной способности Румынии. Чтобы достичь покупательной способности чистого минимального дохода в Германии, минимальная заработная плата после уплаты налогов в нашей стране должна составлять 896 евро. Это на 247% больше, чем действующая минимальная заработная плата в нашей стране.

Повышение минимальной заработной платы не снижает занятость

По словам Пламена Димитрова, утверждения о том, что повышение минимальной заработной платы уничтожит менее производительные рабочие места, тем самым заблокировав трудоустройство работников, особенно низкоквалифицированных, давно не подтверждаются. Он указывал, что нет эмпирических данных о том, что повышение минимальной заработной платы снижает занятость низкоквалифицированных рабочих, и даже наоборот – в годы, когда она растет и становится выше средней, занятость низкоквалифицированных рабочих увеличивается. В 2009 и 2011 годах было замораживание минимальной заработной платы, затем уровень занятости этой группы снизился и достиг 36,2 процента. После увеличения в период 2013–2020 годов уровень занятости постоянно растет и достигает 51,2 в 2019 году.

Минимальная заработная плата должна достигать уровня заработной платы иждивенцев, чтобы не было работающих бедняков. Это стратегический вопрос, вопрос политической важности для будущего демократического процесса. «Если рабочие не сводят концы с концами, значит, что-то не так», – сказал Пламен Димитров.

Доходная стратегия оценки квалификации, знаний и навыков работников

Программа правительства предусматривает 12-месячную стратегию доходов при активном участии социальных партнеров, заявил в ходе форума директор Управления уровня жизни, демографической политики и социальных инвестиций Министерства социальных дел Петар Начев.

Мы понимаем, что минимальная заработная плата в размере 710 лв. не решает полностью вопросов, связанных с ее социальной значимостью, но она также соответствует экономической реальности в стране. Дело в том, что на данный момент бизнес также испытывает трудности в преодолении ковид-кризиса, роста инфляции», – добавил он и указал, что роль минимальной заработной платы меняется с годами, и в ближайшие годы мы должны получить ответ на вопрос в том, будет ли он иметь стимулирующую роль для других доходов или будет следовать за ними, считает Петар Начев.

Стратегия доходов должна оценивать квалификацию, знания и навыки работников, сказал Пламен Димитров. Он указал, что должно быть общее видение менеджеров, профсоюзов и работодателей относительно данных, используемых при формировании доходов. Бизнес против административного определения минимальной заработной платы, но если мы хотим это изменить, мы должны сделать адекватный механизм ее определения и поощрять коллективные переговоры, — сказал Димитров. Он напомнил, что европейская директива об адекватной и справедливой минимальной заработной плате предусматривает поощрение коллективных переговоров, и наша страна должна будет составлять ежегодные планы с показателями для достижения большего охвата коллективных договоров.

 

Перевод помощника Председателя Профсоюза по международной работе Е. Иванниковой

Источник: https://knsb-bg.org/