+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОФСОЮЗОВ. БОЛГАРИЯ. СОФИЯ

Конфедерация независимых профсоюзов Болгарии (CITUB)

Трудоустройство должно быть обязательным для цифровых платформ.

Европейская комиссия представит долгожданную директиву по улучшению условий труда работников платформенных компаний. В связи с законодательной инициативой Европейская конфедерация профсоюзов объявила, что направила открытое письмо президенту Европейской комиссии Урсуле фон дер Ляйен.

В письме сообщается, что сотрудники на цифровых платформах часто не получают даже минимальной заработной платы или не подпадают под действие коллективных договоров, не имеют оплачиваемого отпуска, подвергаются рискам для здоровья и безопасности, не имеют права на оплачиваемый отпуск по болезни или любой другой вид социальной защиты. Рабочие часы часто длинные, и на некоторых платформах существует значительный разрыв в оплате труда мужчин и женщин и другие формы дискриминации. Эти компании привлекают уязвимые группы, которые вынуждены соглашаться на низкую заработную плату.

 «Цифровые рабочие платформы устойчивы только в том случае, если они предоставляют качественные рабочие места и уважают трудовые права. Очень немногие платформы работают только с реальными самозанятыми работниками. Вот почему нам нужны правила, гарантирующие, что цифровые рабочие платформы не смогут воспользоваться лазейками в законе для получения большой прибыли путем ложного найма собственных сотрудников, чтобы избежать отраслевых обязательств по оплате, условиям труда и социальному обеспечению. Такая практика несправедлива не только для рабочих, но и для подавляющего большинства компаний, которые следуют правилам, и для общества в целом», – заявили в ETUC (Европейская Конфедерация Профсоюзов).

И добавляют: доставка еды, услуги такси и работа по дому – лишь верхушка айсберга. Цифровые платформы труда расширяются и охватывают секторы торговли, машиностроения, ухода и ухода, строительства и услуг. Мы наблюдаем так называемые платформы и в других секторах, где все более необходимы такие практики, как разделение обязанностей и чрезвычайная гибкость. Это еще одна причина необходимости европейского законодательства. Европейский парламент, государства-члены, профсоюзы и организации по всей Европе ясно дают понять, что нет места или необходимости в третьем статусе между работником и самозанятым, поскольку это оставит работника без адекватной защиты и автономии.

Большинство судебных решений в Европе ясно дают понять, что платформенные компании являются работодателями и что их работники должны пользоваться своими правами. Предстоящая директива должна соответствовать этому подходу. Отправной точкой для правовых и политических мер должно быть то, что каждая цифровая рабочая платформа является или может стать работодателем.

Европейская комиссия должна ввести презумпцию занятости, которая определяет статус работника в качестве отправной точки. Бремя доказывания должно быть переложено сотрудником на компанию, предоставляющую платформу. Стоит упомянуть предыдущий опыт европейских стран, где были предприняты шаги в этом направлении. Это означает, что работники компаний-платформ, как правило, являются рабочими, если только компании-платформы не могут доказать самостоятельную занятость. Это изменило бы текущую ситуацию с презумпцией самозанятости, когда рабочие платформы намеренно ошибочно классифицируют себя как самозанятые и должны доказать, что они состоят в трудовых отношениях.

Опровержимая презумпция занятости не означает, что все работники будут считаться таковыми. Бизнес-модель платформенных компаний, работающих с реальными самозанятыми работниками, не пострадает, если они смогут доказать, что у них нет отношений зависимости.

ETUC отмечает, что алгоритмы цифровых платформ используются в качестве инструментов управления, оказывающих значительное влияние на права и условия труда. Алгоритмы, которые определяют стоимость услуг и принимают решения о распределении задач, работают как черные ящики для рабочих. Постоянный мониторинг и важность оценок приводят к крайнему напряжению и стрессу.

Центральная роль алгоритма – это то, что отличает работу на платформе от других видов работы. Если у ЕС есть серьезные намерения улучшить положение работников платформ, регулирование алгоритмического контроля должно быть ключевым элементом его предложения. Компании, занимающиеся платформой, должны быть прозрачными в отношении того, как их алгоритм устанавливает цены и назначает работу, в том числе какие факторы он принимает во внимание. Поскольку он определяет условия труда, работники и их профсоюзы должны иметь право голоса в том, как он работает. И алгоритм никогда не может позволить увольнять рабочих. Кроме того, работники должны контролировать свои личные данные.

Чтобы восполнить недостаток информации о том, как цифровые платформы труда работают в ЕС, они должны быть обязаны регистрироваться в государственном органе и обеспечивать прозрачность ключевых данных о деятельности.

Цифровые рабочие платформы работают в транснациональном масштабе, поэтому необходимо европейское решение. Это также предотвратило бы фрагментарное законодательство по всему континенту, которое только стимулировало бы гонку за ограничение прав.

Подписавшие это письмо призывают Европейскую комиссию обеспечить, чтобы компании-платформы подпадали под те же правила, что и все другие «офлайновые» компании в трансграничных ситуациях, будь то трудовое, социальное или налоговое законодательство, пишет ETUC.

Перевод помощника Председателя Профсоюза по международной работе Е. Иванниковой

 

По информации сайта Конфедерации независимых профсоюзов Болгарии:

https://knsb-bg.org