+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОФСОЮЗОВ. БЕЛЬГИЯ. PSI

Роза Паванелли: Мы должны организовываться как никогда раньше

Чтобы восстановить наши общественные службы и защитить наши сообщества, мы должны разорвать нечестивый союз финансов и ультраправых.

 

После пандемии Covid-19 мы стоим на грани. Если прогрессивные силы не объединятся и не будут сотрудничать через границы, как никогда раньше, цена этого кризиса снова упадет на тех, кто меньше всего может себе это позволить. И на этот раз мы сталкиваемся с вполне реальной угрозой фашизма, выходящего из плодородной почвы.

Рабочие и государственные службы уже потратили последнее десятилетие на оплату глобального финансового кризиса, спровоцированного безответственными финансистами. В то время, как банкиры и инвесторы жаловались на катапультирование, снижение налогов и обратный выкуп, рабочие боролись с замораживанием заработной платы, увольнениями и жестоким сокращением услуг на передовой. Между тем, жесткая экономия и неравенство подпитывали разжигание страха и ложные обещания правого популизма, приведшие к власти десятки ультраправых лидеров по всему миру.

Чтобы то же самое не повторилось, мы должны понимать, что финансисты и крайне правые не случайно оказались в выигрыше. Эффективная международная организация корпоративных лоббистских групп, политических партий и финансистов-миллиардеров, таких как Роберт Мерсер, сыграла ключевую роль в изменении политики и влиянии на общественное мнение: от Брексита до Болсанаро.

Например, финансовая отрасль координировала деятельность более 700 организаций с целью влияния на регулирование экономики ЕС, что более чем в семь раз превышает число организаций гражданского общества и профсоюзов. Всемирный экономический форум, спонсируемый более, чем  100 крупными банками и инвестиционными компаниями, стал, пожалуй, самым влиятельным событием в глобальном политическом календаре.

Между тем, крайне правые партии Европы смогли разделить сцену, обменяться стратегиями и изложить совместное видение перед последними выборами в ЕС, чего не смогли европейские левые. Это больше, чем жестокая ирония: это экзистенциальная угроза.

Конечно, эти силы не всегда объединены, эффективны или успешны: пандемия Covid-19 выставила на всеобщее обозрение совокупные неудачи этого токсичного коктейля финансистов и ультраправых.

Наши общественные услуги выходят за рамки их возможностей. Недостаток кадров и ресурсов привели к ненужной гибели слишком большого числа передовых рабочих. Приватизированные учреждения по уходу, многие из которых созданы частными инвестиционными компаниями, стали очагами инфекций и смертей. Недостаточные государственные бюджеты – урезанные для финансирования снижения корпоративных налогов – все глубже погружаются в долги, чтобы поддержать частный сектор.

Между тем, сама идея интернационализма находится под угрозой. Принятые ЕС программы жесткой экономии и правила расходов, в результате которых Италия сократила свой фонд здравоохранения на 30 миллиардов евро за последнее десятилетие, подорвали доверие к его социальной опоре и усилили евроскептицизм. Выход США из соглашения COP21 и ВОЗ – два гигантских удара по многостороннему сотрудничеству.

Трамп и ему подобные хотят заставить нас поверить в то, что разрушительные последствия кризиса Covid-19 нельзя было предсказать или избежать. Это, конечно, явная ложь. Но сопротивление последнему ужасающему твиту Трампа – это не то, как мы меняем правила игры. Вместо этого мы должны выйти за рамки симптомов, одним из которых является он, и создать новые коалиции и стратегии, чтобы перехитрить наших противников.

Мы уже знаем, что объединение профсоюзов с общественными движениями, местными участниками и маловероятными партнерами может быть выигрышным подходом.

Например, когда «тройка» пыталась заставить Грецию приватизировать часть своей системы водоснабжения. Вдохновленные борьбой против приватизации в Колумбии и Италии, профсоюзы Салоников в партнерстве с местными активистами организовали публичный референдум, при этом 97% респондентов выступили против распродажи. Международная солидарность, совместное использование стратегии и видимость оказались важными факторами, которые помешали осуществлению этих планов.

Или борьба с уклонением от уплаты налогов с предприятий. Профсоюзы через наши пенсионные фонды помогли мобилизовать более 10 триллионов долларов в виде собственного капитала – это 15% мирового ВВП – в поддержку новых стандартов отчетности, которые потребуют от корпораций публично раскрывать, где они платят (или не платят) налоги.

Или борьба с корпоративными торговыми сделками. Лоббисты, такие как Коалиция предприятий сферы услуг во главе со старшим банкиром из СИТИ групп, вложили огромные ресурсы в продвижение торговых соглашений TiSA (Соглашение о торговле услугами) и TTIP (Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство). Наша профсоюзная федерация работала с широкой коалицией, включая группы «Гринпис», «Аттак» и церкви, чтобы разоблачить эти сделки тем, чем они были: наглой попыткой поставить корпоративную прибыль выше людей. Мы вывели на улицы сотни тысяч человек и собрали более 3 миллионов подписей под петицией. Эти сделки стали настолько токсичными, что потеряли поддержку по всему политическому спектру и теперь отложены.

Удалось ли нам победить корпоративное торговое лобби, положить конец уклонению от уплаты налогов и опровергнуть программу приватизации? Нет, по крайней мере, пока. Но мы показали, что есть надежда, когда будем вместе строить борьбу. Вот на чем мы должны сосредоточиться сейчас, чтобы завоевать нужный нам мир:

– во-первых, мы стремимся к более справедливой глобальной налоговой системе. 50% налог на сверхприбыль. Немедленный налог на цифровые услуги для технологических гигантов – независимо от процесса BEPS ОЭСР (размывание налоговой/налогооблагаемой базы и вывод доходов/прибыли из-под налогообложения). Налог на богатство для мега-богатых и отсутствие финансовой помощи для корпораций, которые продолжают работать через налоговые убежища;

– во-вторых, мы поддерживаем призывы к облегчению долгового бремени, реструктуризации и отмене ограничений на государственные расходы и условий предоставления займов, чтобы кризисы с выплатами не ограничивали ответные меры в области здравоохранения, не подрывали экономический рост и не усугубляли социальное разделение;

– в-третьих, мы боремся за прекращение приватизации и создание универсальных качественных общественных услуг. Бесплатное здравоохранение, образование, коммунальные услуги, транспорт и социальная защита. Полностью профинансированный, локализованный, хорошо укомплектованный и готовый отреагировать на все, что может произойти дальше;

– в-четвертых, мы возглавляем кампанию за новый глобальный зеленый курс. Одного перехода, ориентированного на корпорации, с узкой ориентацией на рабочие места недостаточно. Чтобы изменить правила игры, мы должны сократить неравенство, безработицу и выбросы углерода, одновременно ограничивая системные угрозы, создаваемые изменением климата.

Все это может показаться невозможным. Но многие политики, реализованные с начала пандемии, такие как национализация целых секторов, приостановление действия патентов и преобразование заводов для производства основной продукции, также были немыслимы всего несколько месяцев назад.

Сейчас не время быть самодовольным, кротким или примирительным. На кону все.

Уже сейчас крайне правые лидеры, воодушевленные кризисом, попирают демократию и права человека. Виктор Орбан в Венгрии создал основу для чрезвычайных и неограниченных полномочий правительства. Провал общеевропейских ответных мер на пандемию подогрел националистические тенденции. Министерство юстиции Трампа запросило у Конгресса право на неопределенный срок задерживать граждан без суда и отказывать в праве убежища тем, у кого положительный результат теста на Covid-19. Между тем, уже второй раз за поколение многие из крупнейших корпораций мира намерены получить огромные суммы денег налогоплательщиков; при этом платит лоббистам за подавление прогрессивных реформ.

Но надежда есть. Поддержка рабочего и государственного секторов растет с каждым днем. Все вы приняли участие в акции по поддержке государственных служащих, которые участвовали в спасении жизней людей, во время эпидемии Covid-19. Наша работа, как профсоюзов, состоит в том, чтобы превратить эту разовую акцию в значимые долгосрочные политические изменения, которые улучшат жизнь всех трудящихся. Несомненно, силы, против которых мы выступаем, образуют мощную коалицию. Они уже используют кризис, чтобы усилить свое влияние и сеять раскол. Мы победим только в том случае, если объединимся с другими прогрессивными игроками, чтобы превзойти их на всех уровнях. У нас нет выбора. Наши люди и планета просто не могут рискнуть потерять еще одно десятилетие из-за финансистов и крайне правых.

Роза Паванелли – генеральный секретарь всемирной федерации профсоюзов Public Services International

 

 

Перевод помощника Председателя Профсоюза по международной работе Е. Иванниковой