+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОФСОЮЗОВ. БЕЛЬГИЯ. БРЮССЕЛЬ

Европейская федерация профсоюзов общественного обслуживания

Борьба за права профсоюзов для всех государственных служащих

Профсоюзные деятели государственной службы со всего Средиземноморского региона встретились онлайн на прошлой неделе (14-15 сентября), чтобы обсудить проблемы, с которыми они сталкиваются при отстаивании своих основных прав на организацию, ведение переговоров и проведение забастовок.

Встреча стала первой региональной конференцией двухлетнего проекта по защите прав профсоюзов, который осуществляется совместно EPSU и Европейскими федерациями полиции (EuroCOP) и военнослужащих (EUROMIL). Проект, финансируемый Европейской комиссией, был запущен в мае и направлен на необходимость защиты и расширения прав профсоюзов для всех государственных служащих.

На встрече обсуждались:

Права профсоюзов в сфере общественных услуг на Кипре, во Франции, Греции, Италии, Мальте, Португалии и Испании;

Роль европейского социального диалога;

Транспонирование Директивы о прозрачных и предсказуемых условиях труда (TPWCD);

Правовые стратегии защиты и расширения прав профсоюзов;

Важность Конвенции 151 Международной организации труда (МОТ) о трудовых отношениях в сфере общественных услуг.

Права профсоюзов в сфере государственных услуг

Александр де Беккер из Гентского университета начал встречу с обзора семи стран, охваченных встречей. Рассматривая право на забастовку, он отметил, что все страны, кроме Мальты, имеют право на забастовку, закрепленное в конституции, но часто с определенными ограничениями, применяемыми к полиции, вооруженным силам, судебным органам и другому высокопоставленному персоналу.

Степень ограничений варьируется от страны к стране, но в настоящее время на Кипре обсуждают законопроект, определяющий объем «основных услуг», в отношении которых могут применяться ограничения права на забастовку. С этим был связан вопрос о минимальных соглашениях об услугах, и хотя существовала четкая процедура их согласования и применения в Италии, например, в других странах она была менее четкой и фактически создала проблемы в Испании, особенно для профсоюзов в тюремных службах.

Европейский социальный диалог

Надя Салсон из ЕФПОО, ответственная за национальное и европейское управление, рассказала о роли европейского социального диалога, его потенциале для укрепления прав профсоюзов и о том, в какой степени Европейский столп социальных прав может обеспечить поддержку социального диалога в обеих странах национальный и европейский уровни. Тем не менее, основной момент ее вклада был о правовом оспаривании ЕФПОО Европейской комиссии и о последствиях недавнего постановления, которое фактически дает Комиссии полную свободу действий в отношении того, передавать ли соглашения с социальными партнерами в Европейский совет для выполнения в качестве директив.

ЕФПОО возбудила дело против Комиссии, когда она отказалась выдвинуть соглашение об информации и консультациях при реструктуризации, которое было согласовано в Европейском комитете социального диалога для администраций центрального правительства. Судебное дело не только поднимает вопросы о процессе социального диалога, но и оставляет миллионы государственных служащих без информации и прав на консультации, которые предоставляются работникам частного сектора европейскими директивами. EPSU будет тесно сотрудничать с ETUC, чтобы оказать давление на Комиссию, чтобы она разъяснила правила и права социальных партнеров как со-законодателей.

Директива о прозрачных и предсказуемых условиях труда

Ключевая цель этого проекта по защите прав профсоюзов — следить за переносом Директивы о прозрачных и предсказуемых условиях труда (TPWCD) на национальный уровень. Надя объяснила, что все три федерации беспокоит, воспользуется ли какое-либо государство-член ЕС положением, которое позволяет исключить государственных служащих, полицейский и военный персонал, а также тех, кто оказывает экстренные государственные услуги.

Ссылаясь на отчет экспертов Комиссии по Директиве, она изложила ряд важных моментов из директивы, законодательства ЕС и прецедентного права, которые могут помочь профсоюзам на национальном уровне предотвратить любое исключение или, по крайней мере, ограничить его влияние. Помимо этой конкретной директивы, Надя также подняла более широкий вопрос о непоследовательном подходе к государственным служащим в социальном законодательстве ЕС.

Правовые стратегии

Профсоюзы имеют возможность защищать и отстаивать свои основные права, рассматривая дела через международные органы, такие как Международная организация труда (МОТ) и Комитет Совета Европы, занимающийся Европейской социальной хартией (ESC). Возможные правовые стратегии были изложены Стефаном Клаувартом, старшим советником ETUC по профсоюзам и правам человека, с особым акцентом на роли ESC. Он предложил трем федерациям рассмотреть возможность представления совместного отчета в ESC в конце года, чтобы обосновать расширение и усиление прав на организацию, переговоры и забастовки в тех странах, где существуют ограничения и исключения.

МОТ 151

В то время как основные фундаментальные права на организацию и ведение переговоров изложены в конвенциях 87 и 98 МОТ, конвенция 151 о трудовых отношениях в сфере государственных услуг предоставляет ряд дополнительных прав, которые могут помочь профсоюзам государственных служащих. Карлос Каррион Креспо, эксперт МОТ по общественным услугам, изложил основные статьи конвенции и провел процесс ратификации, отметив некоторые европейские страны, которые недавно присоединились к конвенции.

Карлос подчеркнул, что позиция Комитета экспертов МОТ заключалась в том, что было законно исключать небольшую группу рабочих — тех высокопоставленных должностных лиц, ответственных за управление государством, — из освещения основных прав на организацию, ведение переговоров и проведение забастовок. Он также ясно дал понять, что, хотя МОТ оставила на усмотрение национальных правительств вопрос о том, предоставляют ли они эти права военнослужащим и полицейским, это не должно рассматриваться как оправдание их отстранения от осуществления этих прав.

Заключение и рекомендации

Завершая встречу, Гер Гинан (EUROMIL), Найджел Деннис (EuroCOP) и Ричард Понд (EPSU) выдвинули ряд выводов и рекомендаций в отношении следующих шагов. Прежде всего, они повторили комментарии Антонио Коэльо (EUROMIL) о том, что военнослужащие и полицейские были работниками в военной форме и не должны полностью отказываться от прав, доступных многим другим работникам государственной службы.

Гер также говорил о рисках, связанных с отказом от борьбы за права военнослужащих и полицейских, поскольку наложенные на них запреты и ограничения являются тонким концом клина, из-за которого другие работники государственной службы могут столкнуться с запретами или ограничениями своих прав. .

Участников призвали быть бдительными в отношении Директивы TPWC и держать свои федерации в курсе событий, чтобы они могли поддерживать национальные членские организации в их усилиях по обеспечению того, чтобы правительства не использовали положение об исключении, чтобы лишить работников государственных услуг новых прав, предоставляемых Директивой.

Руководящей группе проекта было рекомендовано рассмотреть возможность принятия предложения Стефана Клауварта о подготовке к концу года промежуточного отчета по проекту, который может быть представлен Европейскому социальному комитету Совета Европы с указанием некоторых из наиболее спорных ограничений в отношении права профсоюзов, с которыми сталкиваются государственные служащие.

 

 

Перевод помощника Председателя Профсоюза по международной работе Е. Иванниковой

По информации сайта Европейской федерации профсоюзов общественного обслуживания

Источник:

https://www.epsu.org/