+7 (495) 938-77-44 119119, г. Москва, Ленинский проспект, 42 info@prgu.ru
Рус. | Eng.

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОФСОЮЗОВ. АВСТРИЯ. ВЕНА

Конфедерация профсоюзов Австрии

После жадности приходит бедность?

Мы все беднеем? Нет, некоторые становятся неописуемо богатыми, говорит Элен Шуберт, глава экономического отдела ÖGB.

Наши цены на энергоносители взорвались в последние месяцы. Отчасти это происходит из-за спекуляций на фондовом рынке, которые делают многих бедными и некоторых богатыми. Для эксперта ÖGB Элен Шуберт ясно:  государство должно вмешаться в эту систему.

Каждый день мы слышим, что все мы становимся беднее. Верно?

Мы находимся в чрезвычайной ситуации, которую нельзя приукрашивать. Резкий рост цен на энергоносители, которые мы импортируем, безусловно, сделает Австрию беднее. Потому что больше денег утекает за границу для оплаты более высоких цен на импортируемую энергию. Но что еще более важно:  много денег мигрирует от потребителей к компаниям. Неправда, что мы все беднеем – некоторые становятся невообразимо богатыми.

В основном рост цен на энергию переносится на товары и услуги. Но есть также компании, которые повышают свои цены намного больше, чем оправдано увеличение затрат.

Это тоже доморощенная инфляция, которую давно надо было остановить. Это называется инфляцией «жадности».

Это тоже доморощенная инфляция, которую давно надо было остановить. Это называется инфляцией «жадности».

Почему цены на энергоносители могут беспрепятственно зашкаливать?

Цены на энергоносители растут с осени 2021 года, отчасти потому, что в то время Россия уже ограничила поставки газа в Европу. Когда Россия начала СВО на Украине, цены на энергоносители выросли до астрономических высот. Но рынком энергии также движет спекуляция. Помимо межправительственных соглашений, например, с российским «Газпромом», газ также торгуется на биржах. Многочисленные международные финансовые инвесторы, такие как Deutsche Bank, торгуют газом. В спекуляциях на фондовом рынке дефицит значительно усиливается. Это приводит к росту цен, и это необходимо остановить.

Можно ли остановить ценовую спираль или мы можем ее предотвратить?

Когда ЕС принимал решение о санкциях против России, он должен был представить план по защите населения и экономики одновременно. Например, совместная закупочная площадка для газа, который затем придется передавать федеральным землям по более низким ценам. Цена на электроэнергию должна была быть немедленно отделена от цены на газ. Самая дорогая электростанция в настоящее время определяет цену на электроэнергию. Этот так называемый орден заслуг долгое время оправдывался тем, что продвигал возобновляемые источники энергии. Но на данный момент самой дорогой электростанцией является газовая электростанция, поэтому абсурдно поддерживать такую систему.

Австрийские политики должны исчерпать все возможности, чтобы защитить население от резкого роста цен на энергоносители. Как ÖGB, мы предложили верхний предел цен на энергию для домохозяйств, который гарантирует доступное базовое снабжение не только электричеством, но и газом, центральным отоплением и системами отопления, такими как тепловые насосы. Федеральное правительство лишь ограничивает цены на электроэнергию, в то время как 30 процентов австрийских домохозяйств отапливаются газом*. Что бы ни случилось: это должно произойти быстро, потому что некоторые домохозяйства ожидают, что их счета за электроэнергию удвоятся или утроятся осенью и зимой.

Элен Шуберт была экономическим советником федерального президента и федерального канцлера, главой отдела зарубежного анализа в Австрийском национальном банке и преподавала в нескольких университетах. Новый глава экономического отдела ÖGB является одним из ведущих экспертов по распределительной политике, инфляции и росту цен в интервью редактору ÖGB Алине Бахмайр-Хейда.

Может ли государство вмешиваться в рынок?

Три кризиса начала 21 века ясно показывают, что нам нужно сильное государство. Один урок, извлеченный из финансового кризиса, заключался в том, что финансовая система нуждается в государственном регулировании. Пандемия показала, насколько важны сильное государство всеобщего благосостояния и система общественного здравоохранения. Энергетический кризис показывает, что приватизация энергоснабжения в ЕС была ошибочной. Во время либерализационной эйфории 1990-х годов были обещаны более низкие цены и более эффективные поставки. Эти обещания не были выполнены.

Нельзя оставлять базовые потребности населения тому, что происходит на бирже.

Франция только что национализировала крупнейшую энергетическую компанию, отчасти потому, что было замечено, что компании, которые в первую очередь привержены своим инвесторам, не могут гарантировать людям безопасность снабжения.

Должны ли мы наблюдать, как несколько человек становятся невероятно богатыми, пока мы оплачиваем счета?

Народ бы этого не принял. Сверхприбыли энергетических компаний Австрии в этом году оцениваются примерно в 4,2 миллиарда евро. Без справедливого налогообложения победителей кризиса, как это предлагают ÖGB и AK, налогоплательщики будут платить за кризис — это, в свою очередь, затронет работников, пенсионеров и потребителей, поскольку они платят 80 процентов всех налоговых поступлений. Кроме того, федеральное правительство хочет еще больше снизить корпоративный подоходный налог, то есть налог на прибыль для компаний. Это не должно случиться. Австрия также находится в нижней части стран ОЭСР, когда речь идет о налогообложении богатства: только 1,3 процента от общего объема налоговых поступлений приходится на богатство — средний показатель по ОЭСР составляет 5,5 процента. Можно просто установить распределительную справедливость, подключившись к этим налоговым источникам.

В то время как доходы рабочих падают в реальном выражении, компании делают все возможное, чтобы увеличить прибыль. Можно ли это остановить?

Компании увеличивают свою прибыль в скользящем потоке инфляции. Это активно обсуждается в других странах. Только в Австрии люди ведут себя так, как будто этого явления не существует. Вот почему нам нужна комиссия по борьбе с инфляцией, которая отслеживает все необоснованные изменения цен, а затем устанавливает цены, если это необходимо, чтобы разорвать спираль прибыль-цена.

Политики в настоящее время с удовольствием дают советы о том, как экономить энергию, например, накрывая крышкой воду для макарон. Разве не их работа заключается в том, чтобы принимать решения, даже если они непопулярны?

В настоящее время мы наблюдаем зловещий союз рыночно-либеральных экономистов и политиков, которые хотят выйти из кризиса, осуществляя разовые денежные переводы домохозяйствам. Высоким ценам позволено закрепиться в надежде изменить поведение потребителей в долгосрочной перспективе, потому что, согласно аргументу, экологическая трансформация необходима в любом случае. Это цинично. Мы все выступаем за экосоциальные преобразования. Но у нас редко был хороший опыт шоковой терапии.

Немаловажно и то, что чем больше энергии мы сэкономим сейчас, тем меньше придется сокращать добычу зимой в случае заморозки газа. Требуется много усилий, чтобы преодолеть этот кризис. Перекладывание ответственности на отдельных лиц является неправильным подходом. Это не решит кризис.

Вот чего требует ÖGB – как мы можем быстро и эффективно облегчить работу австрийских сотрудников, их семей и пенсионеров:

– Ограничение цен на электроэнергию и газ принесет частным домохозяйствам до 1100 евро в год. Это можно было бы профинансировать за счет специального налога на сверхприбыль компаний, получающих прибыль за счет потребителей.

– Снижение налогов на топливо облегчило бы жизнь пассажиров и пенсионеров, зависящих от автомобиля, на несколько сотен евро. Расширение общественного транспорта и отмена НДС на билеты на общественный транспорт сделают переход с автомобиля более привлекательным.

– Компенсация за похолодание давно назрела, но в первую очередь она принесет пользу людям со средним и высоким доходом. Для облегчения малых доходов необходимо безотлагательное повышение минимального дохода и минимальной пенсии, например, и увеличение пособий по безработице до 70 процентов конечного заработка.

– Отмена НДС на продукты сделает покупки на десять процентов дешевле. Комиссия по борьбе с инфляцией, которая непосредственно вмешивается в случае грабительских цен, могла бы контролировать, чтобы продовольственные компании проводили эти снижения цен.

– Под давлением ÖGB и AK повышение базовой арендной платы на 2021 год было приостановлено. Однако в этом году их снова увеличили. Это повышение арендной платы должно быть отменено! Установленный законом верхний предел арендной платы для жилых зданий, которым более 30 лет, значительно облегчит жизнь арендаторам.

– Женщины по-прежнему зарабатывают примерно на 20 процентов меньше, чем мужчины.  Таким образом, женщины чаще, чем мужчины, подвергаются угрозе и воздействию массового роста цен. Чтобы защитить женщин от бедности, срочно необходимы эффективные меры, такие как временная отмена НДС на продукты питания.

  

Источник https://www.oegb.at/

  

Перевод помощника Председателя Профсоюза по международной работе Е. Иванниковой